Озерова Мария Викторовна
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Ведущий эксперт:Институт образования / Лаборатория управления школой
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
Полномочия / обязанности
- Участие в разработке и реализации стратегии, планов развития франчайзинговой сети образовательных программ Института образования.
- Разработка концепции, руководство проектами по реализации сетевых магистерских программ Института образования, а также выработка стратегии по позиционированию Института образования, как ключевого «игрока» по реализации сетевых программ уровня прикладной магистратуры.
- Разработка концепции и руководство сетевыми магистерскими программами заключенными с вузами-партнерами по МП «Управление образованием»
- Взаимодействие с партнерами сетевых образовательных программ Института образования: подготовка, обсуждение, заключение соглашений.
- Разработка регламентов работы преподавателей сетевых образовательных программ со стороны НИУ ВШЭ и их взаимодействия с вузами-партнерами;
- Взаимодействие с научно-исследовательскими подразделениями НИУ ВШЭ и партнерами сетевых программ по вопросам проектной, исследовательской работы, практики студентов сетевых программ.
- Взаимодействие с учебным офисом по вопросам организации обучения студентов сетевых программ Института образования.
- Организация заявок на конкурсные процедуры по организации и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению государственное-муниципальное управление и /или менеджмент.
- Подготовка публикаций и методических материалов, связанных с особенностями разработки, организации сетевых образовательных программ, вопросами организации обучения взрослых, включая описание существующих практик программ Института образования, включая МП «Управление образованием».
- Участие во всероссийских и международных конференциях, форумах, семинарах по направлению разработка и реализация магистерских программ в сетевой форме.
Образование, учёные степени
- 2014Кандидат социологических наук: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
- 2005
Специалитет: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, специальность «Социология», квалификация «социолог, преподаватель социологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- 2023 год - тренинг "Фасилитация стратегических сессий". Консалтингова комания "Имидж Персонал" (г. Москва)
- 2021 год - магистерская программа "Управление образованием" НИУ ВШЭ
- 2018 год – повышение квалификации «Реализация задач дорожных карт Национальной технологической инициативы и программы «Цифровая экономика», Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)
- 2018 год – профессиональная переподготовка НИУ ВШЭ по программе «Управление и предпринимательство в образовании (г. Москва)
- 2013 год – программа краткосрочного повышения квалификации «Основы дистанционных образовательных технологий» в ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского».
- 2009 год – Четвертый методический семинар НИСПИ (г. Москва) «Статистика без слез: регрессионное моделирование с использованием пакета NESSTAR»
- 2007 год – повышение квалификации в Государственном университете Высшая школа экономики (г. Москва) по курсу «Методы социологического исследования».
- 2006 год – социологические курсы Центра социологического образования ИС РАН (г. Москва) «Качественные методы в социологическом исследовании: теория и практика»
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Лучший преподаватель – 2022
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Маго-лего; 3 модуль)Рус
Методы социальных исследований (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Практикум создания исследования и проекта (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Методы исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Методы социальных исследований (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Психология управления (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
20241
20231
20222
- Книга Т.Е. Хавенсон, М.В. Озерова, К.А. Вилкова Дизайн и преподавание дисциплины «Методы социальных исследований» в прикладной магистратуре: Учебно-методическое пособие Вып. 3. М. : НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Озерова М. В., Гизи А. С. Управленческий консалтинг для школ // Russia Forbes Education. 2022. Статья 1.
20202
- Статья Гизи А. С., Озерова М. В. Как устроен управленческий консалтинг для школ в России и за рубежом // Образовательная политика. 2020. № 3(83). С. 84-93.
- Статья Гизи А. С., Озерова М. В. Строить не здание, а школу. Понимают ли друг друга девелоперы и операторы образовательных проектов? // EDexpert. 2020. № 12 (ноябрь)
20181
20172
- Глава книги Озерова М. В. Достижимость респондентов национального панельного лонгитюда «Траектории в образовании и профессии»: методический опыт ФОМа // В кн.: Методы и процедуры социологических исследований: традиции и инновации. Сб. ст., посвященный памяти первого декана ф-та социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского [Электронный ресурс]. М. : НИУ ВШЭ, 2017. С. 32-45.
- Статья Озерова М. В., Полуянова К. С. Родительское образование для развития детей: характеристика спроса и предложения // Управление устойчивым развитием. 2017. № 1. С. 55-61.
20151
20131
20111
Опыт работы
- Основатель, директор проектов исследовательской компании SREdA (ООО "СРЕДА-М") (2017 - 2021 гг.)
- ITHUB College (ПОЧУ «Колледж МИРБИС-Москва» 2018 – 2019 у.г.)
- РАНХиГС, кафедра гуманитарных дисциплин Liberal Arts ИОН (февраль 2017 г. - июнь 2019 г.), г. Москва
- Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение», ведущий специалист отдела некоммерческих исследований (март – июнь 2017 г.), г. Москва
- ООО «инФОМ», ведущий специалист отдела координации работ (2015 – 2017 г.), г. Москва
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, ассистент, старший преподаватель кафедры социологии (2005 – 2016 гг.)
- ОАО «Мобильные системы связи», специалист отдела маркетинга (2003-2004 г.), г. Омск.
«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»: летняя школа в Хабаровске объединила специалистов для развития сетевых проектов.
Сетевые образовательные проекты становятся все популярнее в России. Они объединяют вузы, школы и предприятия, помогая развивать целые регионы. Летняя школа в Хабаровске, которую провели ТОГУ и ВШЭ, собрала 100 участников — студенты, учителя, руководители образовательных организаций и чиновники вместе обсудили, как создавать эффективные сетевые проекты.
«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»
С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.
Состоялся открытый семинар ВШЭ по образованию «Проект социального воздействия в Камчатском крае: сетевое взаимодействие как ресурс развития системы образования – первые выводы и перспективы»
На открытом семинаре ВШЭ по образованию 11 июня 2024 г. сотрудники Института образования НИУ ВШЭ при участии партнёров из Правительства Камчатского края и КамГУ им. Витуса Беринга обсудили первые выводы о существующих в регионе практиках сетевого взаимодействия и их возможные перспективные модели, а также позиции различных акторов – школ, вузов, колледжей, бизнес-организаций и власти, их интересы и барьеры на пути к сетевому образованию.
«Усиление профессионального сообщества — самое важное в нашей работе»
Институт образования ВШЭ: из выпускников — в преподаватели
«Зимняя школа стала для меня перезагрузкой, глотком свежего воздуха и точкой роста»
В Тюмени состоялась зимняя школа по проектированию решений в образовании («ПРО-школа»), организованная совместной магистерской программой Тюменского госуниверситета и НИУ ВШЭ «Управление образованием». В ней приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты этой программы, но и работники системы образования Тюменской области и других регионов. Впервые в рамках зимней школы был реализован трек, посвященный управлению в высшем образовании.
«Почти шок для целого города»: Инобр помог жителям Сергача придумать, как сделать пространство интереснее для подростков
Иногда идеи, как сделать жизнь лучше, витают в воздухе — нужно только собраться всем вместе, устроить мозговой штурм и правильно сформулировать цели. И в этом может помочь экспертный взгляд со стороны. У Сергача Нижегородской области проблемы те же, что у сотен других маленьких городов: выпускники уезжают, для подростков не так много возможностей с интересом провести время, а перспективы продолжения образования и карьеры неочевидны. Все, кто руководит школами, детскими садами, организациями спорта, культуры, собрались вместе, чтобы решить, как переосмыслить городское пространство и начать его менять. В этом им помогла команда Инобра и нижегородского кампуса Вышки.
Какие компетенции школьных управленцев развивают сетевые магистратуры Инобра ВШЭ в регионах
Сетевые магистерские программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ, действующие в вузах Хабаровска и Тюмени в партнерстве с Институтом образования Вышки, отработали первый год. До дипломов еще далеко, но уже можно понять, какой запрос на развитие школьных управленцев есть в регионах, чего хотят сами директора образовательных учреждений, обучающиеся на сетевой программе, в чем их трудности и дефициты.
Инобр выпустил азбуку работы с данными
«Управлять надо на основе данных» — этот тезис все уже знают, как «отче наш», но он странно воплощается в жизнь. Одни управленцы продолжают опираться скорее на убеждения и мнения, по-старинке. Другие готовы работать по-новому и сами идут осваивать сложные методы анализа или же заказывают дорогостоящий сбор «с нуля». При том, что в том же образовании множество данных уже есть — они буквально под ногами, но используют их в лучшем случае как цифры для отчетов. На программе «Управление образованием» предлагают золотую середину — здесь разработали методику грамотного и пошагового знакомства с данными. Она позволит и принимать решения на основе доказательного подхода, но не делать сложные исследования самому, если нет компетенций, и не заказывать лишнего. Эта разработка воплотилась в курс «Методы социальных исследований» для прикладных магистратур. Подробное описание курса издано в методической серии Инобра.
Сетевая программа Инобра ВШЭ станет моделью для Тихоокеанского университета
В Тихоокеанском государственном университете начались занятия на магистерской программе «Управление образованием», выпускники которой смогут получить два диплома — и своего вуза, и Вышки. Это уже вторая сетевая программа, построенная по модели и при участии управленческой магистратуры Института образования ВШЭ, но в силу специфики регионов каждая «франшиза» получается уникальной и решает свои задачи.
Материалы вебинара «Зачем использовать данные для принятия управленческих решений в школе?»
Публикуем материалы вебинара для школьных управленцев.