• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оптимистические размышления человека как яркого примера самосборки углеродной формы жизни

 Видеозапись

6 февраля цикл открытых лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжил доцент ВШЭ Владимир Рыбалко, выступивший с лекцией в Музее занимательных наук «Экспериментаниум».

Лекция доцента кафедры микросистемной техники, материаловедения и технологий МИЭМ ВШЭ Владимира Рыбалко называется «Реалии нанотехнологической революции», и несмотря на фантастические перспективы, речь в ней на самом деле идет о реалиях сегодняшнего дня, немного даже о реалиях вчерашних, открывающих нам путь в новую цивилизационную эру. Главное на этом пути — не тормозить, чтобы не потеряться по дороге, которой стремительно бежит все просвещенное человечество. А то казусы возможны.

Вот пример: тот самый космический лифт японцы собираются поднимать на тросе из наноматериала, точнее, из нанотрубок, которые они искренне считают собственным открытием. Но еще в 1952 году в советском институте металлургии запустили электронный микроскоп, который позволил эти нанотрубки впервые увидеть и описать. И обо всем этом даже есть статья в «Журнале физической химии» за тот же 1952 год. Вот так: тут Сталин, диктатура, «дело врачей», наши спортсмены впервые едут на Олимпийские игры в Хельсинки, холодная война, пять лет до спутника — и нанотрубки. Конечно, об их создании тогда и речи не шло, мы их просто увидели, а потом забыли. Очевидно, ловля шпионов казалась в то печальное время более важным делом, а жаль, иначе мы и дальше были бы первыми, потому что описали лазерный пинцет на 12 лет раньше американцев. Ну, как с графеном: китайцы пытались получить его, растворяя графит, американцы — разбивая графит, а наши, как в журнале «Техника — молодежи», — отрывая слой за слоем при помощи простого скотча. И получили Нобелевскую премию. Жаль только, что уже не были в тот момент «нашими», а жили и работали за границей. В России опять было не до того.

Космический лифт японцы собираются поднимать на тросе из наноматериала, точнее, из нанотрубок, которые они искренне считают собственным открытием. Но еще в 1952 году в советском институте металлургии запустили электронный микроскоп, который позволил эти нанотрубки впервые увидеть и описать

Похоже, ситуация меняется. Сегодня наконец-то у нас до настоящей науки руки дошли, и стало понятно, что ловля шпионов — дело, конечно, хорошее и нужное, но это из другого романа, из детективного. А мир-то уже давно пишет фантастический и даже живет в нем.

И мы к этому миру присоединились, осознав, что нанотехнологии нам строить и жить помогают, что с их помощью можно создавать топливо и материалы, можно сделать тысячи наноразмерных носителей, которые доставят лекарство прямо в пораженную клетку организма, чтобы вылечить его, можно сохранять памятники, и предупреждать катастрофические разрушения при землетрясениях, и всех накормить, и еще много-много всякого полезного сделать. Причем не через сто лет, а буквально завтра. И даже кое-что — уже сегодня.

Гуманитарию сложно не только понять, но даже представить себе, что все это существует в реальности. Однако существует, и понять можно. И если сильно напрячься, можно представить себе космический лифт, который Япония собирается запустить к 2050 году. Только сначала надо осознать, что речь идет вовсе не о научной фантастике, речь идет о настоящей жизни в шестом технологическом укладе нашей цивилизации. И это тоже не фантастика: мы уже входим в него семимильными шагами, покидая пятый — уклад создания электроники. Как-то все так получается, если я ничего не путаю. Но вы и сами сможете в этом разобраться, когда посмотрите видеозапись лекции, которую прочел Владимир Рыбалко в Музее занимательных наук «Экспериментаниум».

Осталось решить еще одну проблему, с которой в прошлом веке диктаторы справились бы не раздумывая, а в нашем шестом демократическом наноукладе — думать надо: что делать с теми людьми, которые освободятся от тяжелого труда на заводах и фабриках. Ведь столько рабочих мест уже не понадобится, и надо, стало быть, из рабочих сделать инженеров, ученых, художников и снова ученых, чтобы полным ходом двигаться к седьмому укладу — не знаю, каким уж он там будет. Пятый мы миновали быстро. Чтобы и в шестом не задержаться, надо учиться сегодня. И учиться надо хорошо: качественно и мультидисциплинарно, потому что неизвестно пока, кто там будет нужен — в седьмом укладе нашей цивилизации.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Наукоемкие материалы для новой электроники и энергетики

Большие ожидания в развитии электроники, энергетики и других отраслей связаны с наноматериалами. Компьютеры на мемристорах, новые высокоэффективные системы аккумулирования солнечной энергии и портативная электроника на углеродных наноматериалах — этим перспективным решениям на основе нанотехнологий посвящен новый выпуск трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» ВШЭ.

Нанотехнологии открывают новые возможности для экономики

Поиск новых драйверов роста — одна из ключевых задач российской экономики. Этой цели невозможно достичь без модернизации существующих производств и выхода на новые, только формирующиеся рынки. Перспективы одного из таких рынков были проанализированы в «Прогнозе научно-технологического развития России: 2030. Новые материалы и нанотехнологии», подготовленном НИУ ВШЭ при участии более двух тысяч ведущих российских экспертов и представителей реального сектора экономики.

Семинар по проекту «ERA.NET-RUS»

16-17 мая в ВШЭ прошел Международный семинар по определению приоритетов в сфере науки и технологий, организованный ИСИЭЗ в рамках проекта «ERA.NET-RUS». Его участники намечали посредством дорожных карт тематические ориентиры научного сотрудничества между Россией и ЕС.