• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа экономики представляет доклад «О системе закупок в Российской Федерации — 2014 год»

В течение 2014 года эксперты Высшей школы экономики совместно с группой специалистов и исследователей анализировали состояние системы госзакупок в России. По итогам проведенной работы впервые был подготовлен доклад, который впоследствии станет ежегодным.

В ходе подготовки доклада были проведены широкие социологические обследования различных групп участников контрактной системы (заказчиков на всех уровнях власти, предпринимателей, населения, общественных организаций, контрольно-счетных органов, региональных управлений ФАС России). Всего в исследование были вовлечены 34 региона России. В рамках доклада дана оценка действующей законодательной базе и процедурам, а также подготовлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию контрактной системы.

«Принятие закона о контрактной системе было направлено на кардинальное реформирование системы закупок, но большая часть его нововведений пока не подтвердила свою эффективность. Еще предстоит серьезная настройка всех элементов закупочного цикла в течение ближайших двух-трех лет для того, чтобы результативно заработали все элементы контрактной системы», — говорит Александр Шамрин, руководитель группы подготовки доклада, первый проректор НИУ ВШЭ.

Эксперты напоминают, что внедрение механизмов контрактной системы предполагало увеличение конкуренции и сокращение случаев закупок у единого поставщика. Но за время действия нового закона было принято порядка 10 поправок, так или иначе расширяющих перечень таких закупок. Совокупная доля закупок у единственного поставщика по всем основаниям в 2014 году ниже, чем в 2012-2013 годах, однако все еще значительна: при закупках для государственных и муниципальных нужд она составляет соответственно 64,36% и 62,86% от общей стоимости заключенных контрактов. Среднее количество заявок, поданных для участия в конкурентных процедурах, составляет две заявки. Доля конкурентных процедур, признанных несостоявшимися, несколько сокращается, но все еще значительна — более 30% по количеству и около 40% по стоимости всех закупок.

По оценкам авторов доклада, эффективность общественного контроля в сфере закупок невысока. При этом вырос риск «коммерциализации» деятельности общественных контролеров, когда прикрываясь интересами граждан, они получают возможность для осуществления недобросовестной конкуренции.

На проведение закупки на сумму до 100 тыс. рублей требуется затратить от 5 человеко-часов в секторе «Здравоохранение» до 3,6 человеко-дней в секторе «Строительство»

Абсолютное большинство жалоб (94% от поданных жалоб) на действия (бездействия) участников контрактной системы были поданы в управления ФАС по субъектам РФ. Относительно малое количество жалоб, поданных в региональные и муниципальные контрольные органы, может свидетельствовать о низком уровне востребованности такого инструмента и отсутствии доверия участников закупок. В отношении более чем половины жалоб (61% от рассмотренных) контрольными органами в сфере закупок было принято решение о признании их необоснованными. По результатам плановых проверок было выдано 1200 предписаний, что составляет 24% от числа проведенных проверок. В этой связи представляется разумным ввести государственную пошлину за подачу жалоб общественными контролерами.

В докладе указывается, что издержки на осуществление процедур по-прежнему велики. Было установлено, что на проведение закупки на сумму до 100 тыс. рублей требуется затратить от 5 человеко-часов в секторе «Здравоохранение» до 3,6 человеко-дней в секторе «Строительство». Существенная часть издержек падает на закупки малой стоимости, для которых и так действуют самые простые процедуры. При этом издержки заказчиков, не связанные с реализацией требований законодательства о закупках, составляют 60% и более от совокупных издержек на осуществление закупочных процедур в трех из четырех рассмотренных секторах. Претензии к сложности и трудоемкости во многом связаны с растущими общими требованиями разнообразных контрольно-надзорных органов, которые предъявляются к публичным организациям в процессе расходованиями ими бюджетных средств.

Большое внимание в докладе уделено системе электронных торговых площадок (ЭТП). Несмотря на критическую значимость ЭТП для системы закупок, на сегодняшний день в России отсутствуют официальные требования к раскрытию площадками информации о своей деятельности, предполагающие прозрачность их функционирования. Вопросы возникли и к техническому обеспечению работы ЭТП. Предварительный анализ показал, что все без исключения площадки уязвимы к атакам потенциальных злоумышленников, а данные пользователей защищены крайне слабо. При этом одна из площадок использует серверы электронной почты, расположенные за рубежом.

Кроме того, передав проведение электронных торгов частным структурам, государство устранилось от возможностей получения дополнительного дохода. При общем объеме закупок в виде электронных аукционов на 3,4 трлн. рублей в 2013 году предполагаемый доход ЭТП мог составить порядка 1,7 млрд. руб. При условии роста объемов электронных процедур в 2014 г. до 6 трлн. рублей примерный доход мог составить не менее 3 млрд. рублей. В этой связи необходимо обсуждение вопроса о возможности осуществления торгов в электронной форме либо на единой государственной площадке, либо путем допуска к рынку электронных торгов неограниченного количества площадок, соответствующих установленным требованиям. В обоих вариантах переход к обслуживанию счетов площадок в Федеральном казначействе позволит начать управлять соответствующими средствами в интересах бюджета.

Ссылка на полную версию доклада

Вам также может быть интересно:

«Основной процедурой закупок должен быть конкурс»

Госдума приняла правительственный законопроект о закупках, призванный упростить, ускорить и унифицировать закупочный процесс, а в дальнейшем — перевести его в электронную форму. О том, как изменится действующий закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», о доверии граждан к чиновникам и предложениях Вышки по реформе контрактной системы  рассказал первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин.

Аукционы снижают цены при госзакупках

Во многих странах при организации государственных закупок предпочтение отдается конкурентным процедурам торгов, в первую очередь, аукционам. Замдиректора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Елена Подколзина и младший научный сотрудник этого института Анна Бальсевич решили проверить, всегда ли аукционы являются оптимальной формой госзакупок. Доклад «Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России» будет представлен на стартовавшей 7 апреля XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Затраты на проведение госзакупок в России слишком высоки

Госзакупки в России — дорогое удовольствие. Пытаясь уменьшить коррупцию, власти пошли на усложнение технических процедур и документооборота для госзаказчиков и поставщиков. Но для простых недорогих контрактов эти процедуры оказываются неэффективны, утверждают директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев и старший научный сотрудник этого института Ольга Балаева в статье «Сколько стоят процедуры госзакупок? Эмпирическая оценка с позиций заказчика».

19%

стоимости мелких госзакупок — это издержки, связанные с проведением конкурсного отбора поставщиков.

Крымские чиновники повысят квалификацию в ВШЭ

Около тысячи государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя пройдут в Вышке обучение по программе повышения квалификации в сфере госзакупок. Одним из основных направлений обучения станет противодействие коррупции.

Общественным организациям сложно контролировать госзакупки

С вступлением в силу федерального закона № 44-ФЗ интерес к госзакупкам со стороны общественных организаций увеличился в разы. Однако из-за того, что процедурные нормы общественного контроля прописаны не четко, выявить и пресечь нарушения в тендерах оказывается весьма затруднительно. 1 августа в НИУ ВШЭ обсудили результаты общественного контроля госзаказа.

Госзакупкам требуются общественные контролеры

13 февраля на совещании в ВШЭ члены рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ обсудили, что можно сделать для усиления общественного контроля в сфере госзакупок.

Высокая конкуренция снижает эффективность госзакупок

Вопреки ожиданиям, увеличение числа участников открытого аукциона не снижает цену контракта. Наоборот, цена ниже, если в тендере принимает участие только один игрок, как правило, лидер рынка. Доклад «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России» был представлен Анной Бальсевич на международном семинаре «Устойчивые государственные закупки: тенденции развития и вызовы».

Система госзакупок станет более открытой

2 октября в ВШЭ прошел семинар «Новые возможности раскрытия информации в контрактной системе для общественного контроля закупок», в котором приняли участие эксперты университета и Открытого правительства.

Госзакупки: механизм расторжения контрактов должен стать прозрачным

Нормы о расторжении контрактов в сфере госзакупок плохо прописаны в законодательстве и оставляют заказчикам поле для злоупотреблений. 14 августа в НИУ ВШЭ прошло совещание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам госрасходов и госзакупок.