Вышка научит учителей финансовой грамотности
31 мая в Высшей школе экономики был представлен проект по созданию в России федеральной сети методических центров для педагогов по финансовой грамотности. Суть проекта — еще в школе научить детей ответственно распоряжаться своими будущими финансами, готовя их к вступлению во взрослую жизнь.
Методические центры для учителей – это часть проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Он охватывает три большие группы: школьники, студенты и взрослое население.
Высшая школа экономики совместно с РАНХиГС и Институтом экономической политики им. Е.Г. Гайдара отвечает в этом проекте за создание кадрового потенциала учителей и методистов, способных учить детей финансовой грамотности, и инфраструктуры для их эффективной работы. Для этого в структуре НИУ ВШЭ был создан «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ).
Как рассказал профессор Департамента финансов НИУ ВШЭ Николай Берзон, в задачи ФМЦ входит разработка учебно-методических материалов для повышения квалификации педагогов (ознакомиться с которыми можно здесь), формирование групп методистов и преподавателей (лекторов) федерального и регионального уровней, которые, в свою очередь, будут обучать уже школьных учителей.
Помимо Москвы сегодня в проекте участвуют 14 крупнейших регионов России, от Калининграда до Хабаровска. Реализовать проект планируют в течение двух лет, обучив за это время 12,5 тысяч преподавателей. Минимальное количество учителей, которые будут проходить повышение квалификации по финансовой грамотности, определено отдельно по каждому региону в зависимости от численности населения и количества школ — например, в Москве это 1 500 человек. Для преподавателей непрофильных предметов (история, обществознание) предусмотрен адаптационный курс финансовой компетенции (24 часа), после чего они должны будут пройти недельный базовый курс по финансовой грамотности (72 часа). «Кроме этого, на сайте ФМЦ в открытом доступе мы планируем разместить семь видеокурсов (банки, страховое дело, ценные бумаги и так далее), которые мы рекомендуем прослушать не только педагогам, но и всем остальным», — отметил Николай Берзон. Обучение учителей в Москве начнется в ноябре этого года.
Такого комплексного подхода к вопросам финансовой грамотности школьников на сегодняшний день нет ни в одной стране мира
«Первая апробация учебных материалов, проходившая в 2015-2016 годах, получила высокую оценку педагогического и академического сообщества, — говорит проектный консультант проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» Екатерина Лавренева. — Сейчас подготовлены учебно-методические материалы со 2 по 11 класс. В дальнейшем они будут дорабатываться, обновляться, но существенно не изменятся. Такого комплексного подхода к вопросам финансовой грамотности школьников на сегодняшний день нет ни в одной стране мира. Мы ни в коем случае не хотим сделать наш проект обычным простым предметом, и министерство образования тоже не дает нам такой возможности. Мы хотим, чтобы дети были больше мотивированы на содержание предмета, чем на обязательность его обучения».
Сейчас, по словам Лавреневой, предлагается внести элементы финансовой грамотности в общеобразовательный предмет «Обществознание» с 5 по 11 классы. Также разработан методический комплекс для математического профиля, при этом одно из предложений — модифицировать учебник математики, сделать его более прикладным, приближенным к реальной жизни, добавив в него задания, включающие в том числе вопросы и финансовой грамотности. «Наша цель — привить ребенку модели поведения в сфере финансов, начиная с возможности ответственно и обдуманно осуществлять мелкие бытовые сделки и заканчивая основными базовыми элементами финансовой грамотности», — говорит Лавренева.
О возможностях учебного плана, которые сейчас существуют в российских школах, рассказала директор гимназии № 1595 Лада Силина. Блок по финансовой грамотности (4-6 часов) можно внести в курс «Окружающий мир» для 3-4 класса. Для школ, реализующих в 8-9 классах курс «Экономика», достаточно 1 часа в неделю, «Экономика» в 10-11 классах — 2 часа в неделю.
Многие школы сегодня перешли на Федеральный государственный стандарт (ФГОС) нового поколения, который предусматривает 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. «Это большое поле для нашей деятельности, — отметила Лада Силина. — У нас есть возможность, например, открыть финансовый клуб, где дети смогут обучаться финансовой грамотности вместе с родителями, проводить совместные для родителей и детей семинары. Не стоит забывать и о проектной деятельности школьников — конференции, конкурсы, лекции, а также об интерактивных формах обучения — выездные лагеря при школах, квесты и стратегические игры».
Вам также может быть интересно:
В питерской Вышке объявили победителей Всероссийского конкурса для учителей «Финансовая перемена»
В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге прошла федеральная конференция «Финансовая культура детям и молодежи: инвестиции в успех». В очном и онлайн формате в ней приняли участие более 3000 школьных учителей, педагогов дошкольных организаций, представителей высших учебных заведений и органов государственной власти из 76 регионов России, Беларуси и Приднестровья. В рамках форума состоялось подведение итогов финального этапа конкурса «Финансовая перемена» и объявление победителей — лучших педагогов-практиков.
«Чтобы быть успешным человеком, нужно обладать финансовой грамотностью»
1 июня Центр культур НИУ ВШЭ стал площадкой московского Дня финансовой грамотности. Такие встречи горожан с экспертами бесплатно проводятся в столице несколько раз в год. Участники узнали, куда выгодно и безопасно вкладывать сбережения, как избегать ошибок и снижать риски на этом пути, а также каких стратегий стоит придерживаться начинающим инвесторам.
Школьники из разных уголков страны ознакомились с новинками в области финансовой грамотности
В рамках проекта НИУ ВШЭ «Академия школьников» совместно с Федеральным методическим центром по финансовой грамотности и благотворительным фондом «Вклад в будущее» был проведен митап для учеников 8–11-х классов, посвященный финансовой грамотности с использованием IT. В нем приняли участие более 600 учащихся из разных регионов, в том числе 80 из Москвы — в очном формате. Также на мероприятии присутствовали несколько учителей московских школ.
НИУ ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка подписали соглашение о сотрудничестве
8 сентября 2022 года в рамках Московского финансового форума НИУ ВШЭ заключил соглашение о сотрудничестве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Документ подписали директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ Николай Берзон и исполнительный директор фонда Петр Положевец.
«Прошу вас быть максимально ориентированными на сохранение своих денег»
Как сохранить и приумножить деньги в условиях кризиса и не стать жертвой мошенников, рассказали эксперты НИУ ВШЭ и Департамента финансов Москвы. День финансовой грамотности для жителей Басманного района города прошел в Центре культур Высшей школы экономики.
«Разбираться в сути того, что предлагают нам финансовые посредники, необходимо каждому»
Авторский онлайн-курс «Банковское дело» Наталии Горелой, доцента школы финансов факультета экономических наук, на платформе «Открытое образование» даст основы финансовой грамотности. Слушатели узнают, почему банки занимают ведущее место на финансовом рынке, какие операции для них являются традиционными, а какие сравнительно новыми. Курс также поможет разобраться в том, как зарабатывают банки.
Студенты Школы дизайна разработали плакаты, посвященные финансовой грамотности
На улицах Москвы появились плакаты о финансовой грамотности, разработанные студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ. Это итоговая часть проекта, который начался с исследования вопроса финансовой грамотности российских семей и закредитованности населения.
Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года
В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.
Финансовая неграмотность бьет по карману
Россияне умеют считать деньги, но не знают правил поведения на фондовом рынке.
ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы
Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.