Искусственный интеллект трансформирует маркетинг. Но людям работы все равно хватит
Как трансформируются функции маркетинга и изменятся компетенции маркетологов в связи со стремительным развитием искусственного интеллекта? Эти вопросы обсудили на дискуссионной площадке в Вышке, организованной Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
Как машинный интеллект изменит маркетинг?
Как рассказала модератор дискуссии, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова, первые обсуждения того, что машинное обучение приходит в маркетинг, начались еще в 2015 году. Тогда было заявлено, что компания Google серьезно задумывается заменить труд аналитиков машинами. Через год Google передал машинам 30% работы, которую прежде выполняли аналитики.
Машинное обучение, которое сегодня происходит в IT-отрасли, — локомотив новой промышленной революции, убежден член совета директоров ЗАО «Айкумен ИБС», руководитель направления Нейроассистенты дорожной карты «Нейронет» НТИ Сергей Шумский. По словам спикера, речь идет о кардинальном изменении в недалеком будущем отношения человека и машины. Мы привыкли относиться к машине как к некоему механическому исполнителю (машина → исполнение) при условии, что человек ставит цели и пишет алгоритмы для машин. «Сегодня ситуация стремительно меняется, — считает Шумский. — И когда эти изменения завершатся, распределение ролей изменится. Человек по-прежнему будет ставить цели, но писать программы будут уже машины и сами же их исполнять. Базы данных становятся настолько сложными, что люди просто не успевают писать соответствующие алгоритмы. В то время как мощности машин уже позволяют им справляться со сложными задачами, которые еще совсем недавно были по силам исключительно человеку». Цена подобных изменений, считает спикер, — постепенная потеря человеком контроля над машинами.
Помимо этого постепенно меняется взаимоотношение человека с машиной (компьютером). Если раньше человек манипулировал информацией как объектом (пассивные документы, файлы, папки), то с приходом агентов искусственного интеллекта все изменится кардинально. Агенты, в отличие от пассивных файлов, постоянно обучаются, наблюдают за человеком, изучают его потребности, цели и задачи, угадывая его желания, и предлагают персонифицированный продукт или услугу. Хороший пример «умной» операционной системы, которая непосредственно общается с человеком, предвосхищая все его желания, показана в картине режиссера Спайка Джонза «Она». В такой ситуации, убежден спикер, человек не просто теряет контроль над машинами, но и в какой-то мере подпадает под их контроль («мягкая сила»). Сегодня машины уже умеют распознавать речь, обладают техническим (машинным) зрением, которое позволяет им с точностью определять возраст, пол, эмоции человека, распознавать объекты (машины отвечают, какие предметы видят на картинках, какое количество, к какому классу они относятся и так далее), переводить тексты со всех языков мира и другое.
Однако, как убежден Шумский, в этих изменениях есть и положительные моменты. К примеру, в ближайшем будущем, скорее всего, исчезнет ненавистная всем назойливая реклама. Вместо нее возникнет диалог с позиций пользователя, так называемый глобальный агентский секретариат, где персональные агенты будут знать, что конкретно нужно человеку и предлагать это, а облачные агенты займутся выяснением — что, где, когда и почем.
Модели машинного обучения и как они применяются в маркетинге
Как рассказал заместитель руководителя Департамента больших данных и информационного поиска НИУ ВШЭ, руководитель группы качества рекомендаций и анализа контента сервиса Яндекс.Дзен Евгений Соколов, человек, зачастую не осознавая этого, каждый день генерирует большие объемы данных (пластиковые карты, социальные сети, сенсоры на личных автомобилях, геолокация на айфонах и так далее), которых вполне достаточно для моделирования машинами персонифицированного предложения. Ведь машинное обучение это не что иное, как извлечение закономерностей и построение выводов по данным (не по экспертным оценкам).
Далее персональную информацию о клиенте можно использовать, создавая, во-первых, рекомендательные системы, к примеру, предложения продуктов или услуг банка, которые рассылаются клиентам по sms, e-mail, личными звонками сотрудника банка, уведомлениеми в онлайн-банке и так далее. Классический подход в решении подобных задач — сегментация клиентов и предложение продукта (услуги) конкретному сегменту. В то время как обучение машин предсказывать пожелания клиента, анализируя его персональные данные, повышает уровень дохода компании на 13%.
Во-вторых, по поведению клиента в сети можно предсказывать, что он хочет уйти и, предлагая ему различные бонусы, скидки и так далее, удерживать его. Такая модель называется предсказание клиентского оттока. Классический подход — агрегированные данные (процесс объединения данных в одну систему) и формирование простых моделей, которые могут предсказывать, кто уйдет через 1 – 2 недели. Дальнейшее развитие машинного обучения позволяет анализировать большие объемы данных и выстраивать сложные нелинейные модели, увеличивающие доход компании от 10 до 20%.
В качестве успешного примера работы с персональной информацией Евгений Соколов привел Яндекс.Дзен — сервис персональных рекомендаций Яндекса, позволяющий минимизировать время на поиски нужной информации. Для использования сервиса пользователю необходимо отметить интересующие его темы, а дальше, как рассказал Евгений Соколов, человек, сам того не осознавая, оставляет о себе массу информации (просмотры, лайки, клики, дизлайки), которую затем анализируют машины и предлагают именно то, что может заинтересовать конкретного пользователя.
Распространенный метод маркетингового исследования, который также используют Яндекс, Google и другие — A/B тестирование. Оно позволяет оценивать количественные показатели работы двух вариантов веб-страницы, а также сравнивать их между собой. Такой подход помогает выяснить, в какой именно части наблюдается улучшение целевых показателей, и только в случае положительных результатов применять улучшенную модель для всей системы целиком. В этом смысле следующий этап в обучении машин, как считает Евгений Соколов, научить их предсказывать долгосрочные эффекты от нововведений по краткосрочным измерениям.
Чем займется новое поколение маркетологов?
Американская ассоциация маркетинга (AMA) определяет маркетинг как управление потоками товаров и услуг от производителя к потребителю и именно этим, убежден Шумский, займутся умные агенты. Однако это вовсе не означает, что все маркетологи останутся без работы, но саму структуру маркетинга придется переформатировать полностью. Новое поколение маркетологов станет управлять коммуникациями между агентами, производителями и потребителями. Их новые компетенции будут включать в себя дизайн агентских сервисов, воспитание и мотивацию агентов и другие креативные задачи, которые пока еще по силам решать только человеку. Наиболее смелые прогнозы предполагают появление к 2025 году новой профессии в области маркетинга — дизайнер человеческих эмоций, где задача людей — генерировать эмоции, а агентов — реагировать и предлагать соответствующий продукт. «В профессии останутся наиболее квалифицированные и креативные специалисты, остальных займут более рутинной работой. Быть в профессии — станет привилегией», — подчеркнул Сергей Шумский.
По словам Татьяны Комиссаровой, чтобы в будущем остаться в профессии, маркетологи должны будут уметь ни только рекламировать (продавать продукт), но также обладать определенным спектром экономических и технологических компетенций, понимать требования, которые предъявляет искусственный интеллект, чтобы ставить ему адекватные задачи. В мире все больше ценятся уникальные (междисциплинарные) компетенции.
Евгений Соколов, в свою очередь, отметил, что в построении моделей искусственного интеллекта есть еще много работы для человека. К примеру, feature engineering, обучение сложных нейросетей, где слишком много трюков и тонкостей. К тому же, убежден, Соколов, просто хорошей модели недостаточно, ее еще необходимо грамотно встроить в бизнес-процессы, оценить экономическую целесообразность, и это также работа для человека.
Успокоил маркетологов и основатель компании ROBO-DESiGN Павел Попов, рассказав, что существующие сейчас рекламные промоботы пока не угрожают специалистам. Они скорее призваны создавать настроение на мероприятиях, которые организуют маркетологи. Например, промоботы с удовольствием общаются с детьми, могут прочитать им лекцию или ответить на их вопросы, поздравить с днем рождения, развлечь гостей на мероприятии. Роботы также выступают в качестве стендистов на выставках и промоутеров на открытии торговых центров. «У промобота есть три уровня интеллекта — общая эрудиция, знания, которые вкладывает инженер (хозяин робота), и блок знаний, которые пишутся под конкретное мероприятие. Поэтому говорить о полной разумности роботов еще слишком рано, пока они подконтрольны человеку, — заключил Попов.
Комиссарова Татьяна Алексеевна
Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса
Соколов Евгений Андреевич
Заместитель руководителя Департамента больших данных и информационного поиска
Вам также может быть интересно:
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»
Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.
НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны
В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.
«В третий раз соберем на площадке ВШЭ лучших ученых и исследователей ИИ в России»
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ и Центр ИИ 25–26 октября в Москве организуют конференцию Fall into ML 2024. Главной темой ежегодного мероприятия станут перспективы развития фундаментального искусственного интеллекта. Титульным партнером конференции выступит Сбер.
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Ученые НИУ ВШЭ показали эффективность машинного обучения при прогнозировании инфляции
Инфляция — один из ключевых показателей экономической стабильности, и точное прогнозирование ее уровня в различных регионах имеет большое значение для государства, бизнеса и домохозяйств. Татьяна Букина и Дмитрий Кашин из НИУ ВШЭ в Перми выяснили, что машинное обучение для прогнозирования инфляции превосходит классические эконометрические модели в долгосрочных прогнозах. Исследование проводилось на примере субъектов Приволжья. Результаты опубликованы в журнале HSE Economic Journal.
«Выпускники онлайн-магистратуры ВШЭ и “Яндекса” будут востребованы на горизонте многих лет»
Вышка открывает набор на совместную с “Яндексом” онлайн-магистратуру «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом». Студенты будут изучать автоматизацию маркетинга, машинное обучение и ИИ, управление проектами и другие предметы. Академический руководитель онлайн-магистратуры, доцент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ Александр Тараканов, и академический руководитель со стороны “Яндекса”, эксперт в сфере маркетинговых образовательных технологий Дмитрий Еременко, рассказали, какие задачи ИИ помогает решать бизнесу и какие специалисты потребуются рынку в будущем.
Ученые НИУ ВШЭ предложили модель, лучше других определяющую тематику текстов
Тематические модели — алгоритмы машинного обучения, способные сортировать большие объемы текстов по темам. Исследователи из НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге сравнили пять тематических моделей и определили, какие из них работают лучше. Наименьшее число ошибок показали две модели, одна из которых, GLDAW, — разработка Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Статья опубликована в журнале PeerJ Computer Science.
«Цель школы Spring into ML — объединить молодых ученых, занимающихся математикой ИИ»
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ и Университет Иннополис провели для студентов, аспирантов и молодых ученых недельную школу, посвященную применению математики в машинном обучении и искусственном интеллекте. 50 участников Spring into ML прослушали 24 доклада о машинном обучении, участвовали в тематических питч-сессиях и прошли два мини-курса по диффузионным моделям — развивающейся области ИИ для генерации данных.
В России разработана программа для диагностики дислексии
Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.