«Зарубежные преподаватели приехали с авторскими курсами»
C 23 марта по 3 апреля прошла Весенняя школа «Государственная политика и трансформация», организованная совместно ГУ-ВШЭ и Университетом Эрфурта (Германия). Об этом проекте рассказывает директор Центра международных образовательных программ ГУ-ВШЭ Роман Котов.
— Роман Игоревич, кто выступил инициатором проведения и организатором этой международной Школы?
— Школа является первым совместным проектом недавно созданного Центра международных образовательных программ ВШЭ и Школы публичной политики имени Вилли Брандта Университета Эрфурта. Организаторами Школы со стороны Вышки также выступили факультет мировой экономики и мировой политики, факультет прикладной политологии и Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ. Кстати, благодаря нашим петербургским коллегам Школа стала не только международной, но и «мобильной» — за две недели, что она длилась, ее участники успели поработать и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
— Чем обусловлено участие в проекте немецкой стороны?
— Я бы сказал, что наше сотрудничество стало отражением взаимных интересов. Дело в том, что в Германии принято, чтобы студенты хотя бы один семестр своего обучения проводили за рубежом, поэтому немецкие студенты весьма мобильны и много ездят по миру. Мы, со своей стороны, профессионально заинтересованы в том, чтобы иностранные студенты приезжали учиться в Вышку. Так что, когда Университет Эрфурта, в рамках реализации своей магистерской программы, предложил нам принять своих студентов, мы согласились и постарались организовать для них программу в соответствии с имеющимися международными стандартами.
— Скольких студентов удалось привлечь на Весеннюю школу?
— Участниками Школы стали двадцать студентов — по десять человек со стороны Вышки и Университета Эрфурта. Причем, «немцы» представляли, на самом деле, девять стран мира: среди приехавших к нам из Эрфурта студентов были граждане не только Германии, но и Бразилии, Индии, Индонезии, Греции, Македонии, Узбекистана, Украины и Эфиопии. Такой широкий состав участников накладывал на нас дополнительную ответственность. Но и чувство удовлетворения участников и организаторов, например, во время прощального ужина, представленного кухнями шести стран мира, было сильнее обычного.
— Как сформировался преподавательский состав для реализации этого проекта?
— Во время Школы со студентами работали и российские преподаватели, и преподаватели Университета Эрфурта, которые выступили в Вышке фактически в качестве приглашенных профессоров. Это очень важная для нас инициатива, потому что зарубежные преподаватели приехали сюда со своими авторскими курсами. Я думаю, для российских студентов это бесценный опыт.
— Какие мероприятия были включены в график работы Школы?
— Наш опыт свидетельствует о том, что качественная программа не может ограничиваться только занятиями в аудитории, поэтому мы организовали для участников Школы серию визитов в государственные органы, некоммерческие организации и СМИ. Все это в сочетании с насыщенной экскурсионной программой позволило студентам получить наиболее полное представление о том, как живет современная Россия. Для нас это часть необходимой для привлечения иностранных студентов деятельности по destination marketing. Одним из мероприятий была, например, встреча на канале Russia Today, в ходе которой студентам было рассказано о концепции телеканала, а также организована интересная экскурсия с посещением студий прямого эфира на английском и на арабском языке. Это, конечно, произвело на них позитивное впечатление. Кроме того, как я уже говорил, студенты получили возможность провести некоторое время в Санкт-Петербурге, где им тоже была организована отдельная программа. Там, благодаря нашим коллегам в питерском филиале родилось несколько новых идей о следующих мероприятиях.
— Как выглядела система отбора российских студентов для участия в этой Школе?
— Четко формализованных критериев не было. Работу Школы нам пришлось планировать в весьма сжатые сроки, и на первый раз мы решили положиться на мнение коллег с факультета мировой экономики и мировой политики. Именно они подобрали в магистратуре десять наиболее сильных и заинтересованных кандидатов для участия в Весенней школе. В свою очередь, «немецкие» студенты отбирались по результатам своих заявок, текущего академического рейтинга и, безусловно, исходя из уровня знания английского языка, который является рабочим языком нашей Школы. Могу сказать, что конкурс на поездку в Россию составил в итоге 3 человека на место.
— Не стала ли разница в языковой подготовке и культурном бэкграунде студентов препятствием для их совместной работы?
— Нет. Нужно учесть, что в первые дни работы международных школ общение всегда носит «управляемый» характер, и многое зависит от того, как программа администрируется. Если она изначально ориентирована на интересы и потребности студентов, то провал сложно прогнозировать. В конце концов, студенты — люди молодые, любопытные, тем более, когда дело касается знакомства с другой культурой и языком. Общались они между собой много, весело, и уверен, по возвращении домой друзей у всех нас на Facebook прибавится. Об этом, кстати, уже сейчас красноречиво говорит рост посещений в нашей группе — International Students in Russia — в этой социальной сети. Еще месяц назад там, откровенно говоря, кроме нас никого не было. Сегодня — уже больше 300 студентов.
— А получила ли работа, проделанная студентами в ходе Школы, какое-то формальное закрепление?
— Безусловно, студентам будут вручены сертификаты об окончании Школы, которые выдаются одновременно Университетом Эрфурта и ГУ-ВШЭ, а также немецким Фондом Ханиэля, который финансово поддерживает проведение этих занятий. Я думаю, что получение такого документа — это еще и дополнительная строчка в резюме студентов, заканчивающих Вышку. К слову сказать, я как директор Центра уже получил резюме от одной из участниц нашей Школы с предложением об устройстве к нам на работу. Весенняя школа была там уже указана.
— Эту Школу можно назвать отчасти экспериментальной. Как будет развиваться проект в дальнейшем?
— Прежде всего нам было важно узнать мнение немецких партнеров о том, что они увидели в Вышке. Мы уже можем отметить, что они высоко отозвались о Высшей школе экономики в целом, об образовательных программах, которые здесь разработаны, и подтвердили свое намерение продолжать организацию такого рода совместных проектов. Не менее важно для нас получить мнение коллег, профессоров факультета мировой экономики и мировой политики и факультета прикладной политологии, — мы могли бы серьезно поработать над повышением качества образовательной составляющей программы. Изложение материала в столь короткие сроки требует ювелирного мастерства профессора. Об этом нельзя забывать. Кроме того мы, возможно, должны подумать над тем, чтобы провести «ответную» Школу для студентов Вышки в Германии — полагаю, возможности для этого у университета есть.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»
Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Дипломатическое образование должно быть междисциплинарным
Инал Ардзинба, выпускник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, сочетает учебу в аспирантуре этого же факультета с карьерой международника.
Конвейерное обучение штучных специалистов
29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.
«В Японии нет особых проблем с нарушением прав человека»
«Гражданское общество в Японии: своеобразие в международном сравнительном контексте» — с лекцией на эту тему на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ 24 января выступила Маки Кайта, аспирантка кафедры гуманитарных и социальных наук японского университета Цукуба.
Роберто Унгер: экономика против экономики
14 декабря в Высшей школе экономики с открытой лекцией выступил известный бразильский ученый, профессор Гарвардской школы права, экс-министр стратегического развития Бразилии Роберто Мангабейра Унгер.
Открытый урок преподавателя Сасаки
30 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ состоялся открытый урок по японскому языку ведущего преподавателя школы «Интеркультура» (Токио) Сасаки Хаято. Своими впечатлениями от занятия поделились студенты факультета, изучающие японский язык.
Религия и гражданское общество: польский взгляд на Россию
Факультет философии ВШЭ организовал серию встреч с польским социологом религии профессором Енджеем Моравецким и провел научную конференцию «Модели религиозно-мифологического мировосприятия и гражданская идентичность».
Этика управления по Джентайл
27 сентября в ВШЭ состоялась встреча с Мэри Джентайл, старшим научным руководителем колледжа Babson (США) и автором книги «Дайте ценностям право голоса».
«Какая это странная идея — Большая Москва…»
25 июня в Высшей школе урбанистики ВШЭ с открытой лекцией «Планирование московской агломерации и принципы развития транспортного обслуживания» выступил американский урбанист, совладелец консалтинговой компании «Nelson\Nygaard» Джеффри Тумлин.