«На рынке сейчас востребованы люди, способные заниматься потоковой аналитикой»
Данил Гришин, выпускник онлайн-магистратуры Высшей школы экономики «Экономический анализ», сотрудник Банка России, принял участие в курсах повышения квалификации факультета экономических наук ВШЭ. Он рассказал, чем трехнедельный интенсив полезен эконометристу-практику, как полученные в Вышке знания помогают развивать модельный аппарат в Дальневосточном главном управлении ЦБ и какие профессиональные треки кажутся ему наиболее перспективными.
Данил Гришин
— Данил, как по мере профессионального развития менялся ваш взгляд на экономику?
— Можно сказать, что мой путь как экономиста только начинается, по профессии я работаю чуть больше двух лет. Экономистом я стал практически не раздумывая. Первое образование получил в бакалавриате по направлению «Экономика» в Дальневосточном федеральном университете. Меня очень привлекла идея, что во многом экономика — это про принятие решений на основе данных. Уже на 1-м курсе я стал интересоваться эконометрикой, нашел руководителя для научной деятельности и погружения в более продвинутую математику и анализ данных. Так я научился проводить прикладные исследования в области экономики, ставить исследовательские вопросы, выдвигать гипотезы и проводить эконометрический анализ. Именно своему первому научнику я обязан тем базисом знаний, который позволил мне развиваться дальше как экономисту.
Сегодня в экономике меня привлекает ее разносторонность, переплетение подходов и методов из различных дисциплин и сфер. Кроме знаний экономической теории, необходимо обладать навыками моделирования, сбора данных, программирования, визуализации, аналитики, уметь работать со статистикой и иметь системное мышление. Лично для меня экономист — специалист широкого профиля. Работа в Банке России подтверждает это. Я чувствую, что действительно развиваюсь и приобретаю ценнейший опыт.
— Почему вы остановили выбор на экономической магистратуре онлайн-кампуса НИУ ВШЭ?
— После окончания бакалавриата мне было важно укреплять навыки в области экономической теории и эконометрики. При этом я хотел приобрести новый опыт, расширить круг общения, поэтому рассматривал варианты учебы в Москве или Санкт-Петербурге. На тот момент Вышка первой предложила такой интересный продукт, как онлайн-магистратура «Экономический анализ». Она сразу заинтересовала меня удобным форматом, возможностью совмещать работу и учебу. К тому времени я уже работал в Дальневосточном ГУ Банка России. Программа предлагала дисциплины, которые были полезны в работе: эконометрику, анализ временных рядов и панельных данных, основы машинного обучения. По онлайн-курсам я знал, что преподаватели ВШЭ обладают уникальным талантом понятно и доходчиво объяснять самые сложные механизмы эконометрики. По всем предметам для нас приготовили полноценные курсы из лекций и практик. Поступая сюда, я понимал: время пройдет не зря.
Наиболее полезной для меня стала работа над исследовательским проектом и ВКР. За время учебы я разработал гедонистическую модель оценки стоимости квартиры во Владивостоке. Подобная активность превращает тебя в полноценного исследователя. За время работы ты проходишь все этапы от идеи до практической реализации, презентуешь результаты и получаешь конструктивную обратную связь от экспертов в области экономики.
— Как строится ваша карьера в Банке России?
— В Дальневосточное ГУ я пришел в конце 4-го курса бакалавриата после участия в конкурсе научных работ по эконометрическому и макроэкономическому моделированию. Финалисты конкурса имели возможность трудоустройства в экономическое управление ДГУ. Работа очень интересная. Наша основная задача — регулярная подготовка к заседанию совета директоров Банка России развернутой аналитики о ситуации в экономике Дальневосточного макрорегиона и прогноза основных макропеременных (инфляции и выпуска). По сути, мы описываем наше видение развития ситуации в экономике и предлагаем решение на основе проведенного анализа. В этом бизнес-процессе задействовано огромное количество людей, каждый из которых отвечает за свой раздел. Я — за подготовку актуального прогноза с учетом вышедшей оперативной статистики. Знания экономической теории, полученные в Вышке, важны для понимания наблюдаемых экономических процессов и формирования предпосылок для прогноза.
Спектр задач экономического управления очень разнообразный. Кроме регулярной подготовки материалов к совету директоров, мы также занимаемся исследовательской работой по развитию модельного аппарата, разрабатываем и совершенствуем модели прогноза инфляции и реального сектора. Одна из актуальных тем, над которой мы с коллегами сейчас работаем, — создание модели общего экономического равновесия для экономики Дальневосточного макрорегиона. Постоянное усовершенствование модельного аппарата дает нам возможность учитывать более разнообразные предпосылки при прогнозировании и продолжать формировать качественную аналитику.
— Почему вы решили принять участие в курсах повышения квалификации ФЭН? Какие знания хотели получить?
— Курс позволяет освежить в голове знания об уже изученных эконометрических методах и подходах. При этом каждый раз, когда начинаешь изучать эконометрику, открываешь для себя что-то новое. Например, в этот раз было интересно послушать лекцию по анализу панельных данных. На практике такой тип данных мы встречаем редко, но этот инструментарий необходим мне для диссертационного исследования. Также я жду с нетерпением лекций по анализу временных рядов. С ними мы сталкиваемся в своей работе чаще всего. Интересно будет послушать, как преподаватели решают проблемы сезонности, выбросов, гетероскедастичности и автокорреляции, как объясняют математику, стоящую за всеми этими моделями. Они стараются многие вещи объяснять через ассоциации и практические примеры. После такого начинаешь еще сильнее проникаться духом эконометрики.
Настоящее искусство — уложить в три недели такой сложный и объемный материал, который изучается студентами в течение учебного года
Некоторые практики однозначно стоит взять на вооружение, когда мы соберемся в ДГУ проводить очередной методический семинар по эконометрике.
В целом сотрудники экономического управления должны быть всегда в тонусе. У нас, можно сказать, круглогодично проводятся различные обучающие мероприятия. Каждый выбирает то, что для него важно и интересно. Тематики разнообразные и включают развитие как hard skills, так и soft skills. Со своей стороны мы в ДГУ инициировали проведение методических семинаров, где сотрудники, занимающиеся моделированием, делятся своим опытом с коллегами. Я провел два семинара: об основах работы в EViews и об особенностях построения линейной регрессии.
— Какие треки в рамках профессии кажутся вам наиболее востребованными сегодня?
— На рынке сейчас востребованы люди, способные заниматься потоковой аналитикой и в сжатые сроки формировать качественные аналитические материалы — краткие, но достаточно емкие по содержанию, чтобы любой мог сразу уловить суть написанного. Инициативность — одно из главных качеств таких специалистов, потому что зачастую приходится буквально рыть информацию во всех доступных источниках. Человек должен гореть этим делом, потому что от этого зависит, насколько хорошим получится материал.
Сложно назвать какой-то фиксированный пул компетенций, которыми надо обладать. Точно надо хорошо ориентироваться в экономической теории, иметь продвинутые навыки визуализации и работы в Excel и всегда быть в курсе событий, происходящих в экономике. Огромным подспорьем будут навыки программирования, чтобы собирать, обрабатывать, формировать базы данных в автоматизированном режиме, избавляясь от рутинной работы и сосредотачиваясь на самой аналитике. Наверное, самый главный навык — это написание текстов. Здесь многое зависит от опыта, а также умения выделять в огромном массиве данных полезную информацию и перерабатывать ее в более емкий и сжатый вид.
Елена Вакуленко, профессор департамента прикладной экономики ФЭН, руководитель проекта ПК по эконометрике для сотрудников Банка России, академический руководитель онлайн-магистратуры «Экономический анализ»
— Мы разработали практико-ориентированный курс для специалистов Банка России в 2019 году. В него вошли темы по продвинутым эконометрическим методам и их применению в решении макроэкономических задач. Ценный опыт работы с коллегами из банка позволил нам подготовить практико-ориентированную магистерскую онлайн-программу «Экономический анализ», где соблюдались принципы обучения в связке теории и практики. В рамках программы изучаются курсы по инструментальным методам анализа экономики, различным видам эконометрики (анализ временных рядов, микроэконометрика, анализ панельных данных, финансовая эконометрика), имитационному и агентному моделированию и машинному обучению в экономике.
Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению
Вам также может быть интересно:
Зачем всем психологам знания из области группового анализа
5 октября на кафедре психоанализа и бизнес-консультирования факультета социальных наук ВШЭ стартует программа повышения квалификации «Теория и практика группового анализа». Руководитель программ ДПО кафедры Ксения Вагнер выделила три основные причины, по которым это обучение актуально для всех желающих заниматься психологией профессионально.
В ВШЭ научат, как обосновать тариф
В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая многоотраслевая программа повышения квалификации «Экспертиза расходов и расчет тарифов в коммунальном комплексе». Курс предназначен для руководителей и специалистов, занятых в регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Главное — пользоваться всеми возможностями, которые вам дают»
Программа «Экономический анализ» — первая в мире русскоязычная магистерская онлайн-программа по экономике. Студенты получают фундаментальные знания и подкрепляют их работой с практическими кейсами. О том, в каком формате проходит обучение на программе, как применять знания в работе и для чего нужен нетворкинг, а также о полезных лайфхаках для учебы — в интервью с выпускниками программы Александром Ивановым и Надеждой Пейчевой.
ВШЭ провела программы повышения квалификации для учителей из Кыргызстана и Узбекистана
НИУ ВШЭ развивает и поддерживает таланты не только в России, но и за рубежом. В течение многих лет Дирекция по работе с молодежью за рубежом выступает инициатором мероприятий по привлечению талантливых иностранных абитуриентов, а также по повышению квалификации учителей из школ-партнеров. В числе недавно организованных Вышкой встреч — программы повышения квалификации (ППК) для учителей из Кыргызстана и Узбекистана.
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
Открытые вебинары «Вышки Онлайн»: от доходности криптовалют до ассортативности браков по уровню образования
Экономическая магистратура онлайн-кампуса НИУ ВШЭ отмечает трехлетие серии открытых экспертных вебинаров. В более чем 30 онлайн-встречах приняли участие экономисты мировой величины, известные исследователи и ведущие отраслевые практики. О серии вебинаров «Профессия экономиста: от студента до эксперта» рассказала его модератор, академический руководитель онлайн-магистратуры «Экономический анализ» Елена Вакуленко.
ESG и ответственное инвестирование: Вышка приглашает на программы ДПО
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ открыла прием на две уникальные программы повышения квалификации в области устойчивого развития и ESG. Программы дополнительного профессионального образования разработаны Центром управления устойчивым развитием компаний в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» НИУ ВШЭ.
НИУ ВШЭ и ЦЭПП МЧС России будут готовить психологов для работы с участниками СВО и их семьями
Высшая школа экономики и Центр экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России разработали образовательный проект повышения профессиональной квалификации «Теория и практика психологической помощи при последствиях травматического и хронического стресса». Он построен по модульной системе и предусматривает подготовку как профессиональных психологов, так и других специалистов, которые смогут повысить понимание того, что происходит с человеком, попадающим в экстремальные условия, и как можно такому человеку оказать первую помощь.
«Большая часть предметов требует навыков работы с языками программирования, такими как R и Python»
Можно ли одновременно учиться экономике и программированию, а главное — зачем это нужно? Арина Огурцова обучается в очной онлайн-магистратуре Вышки «Экономический анализ» и параллельно проходит курс «Python-разработчик» в «Яндекс Практикуме». Рассказываем, почему экономика и IT неотделимы и чем полезно совмещение дисциплин.