Инженеры в тренде: Вышка представила результаты «Мониторинга качества приема — 2024»
В 2024 году произошли серьезные сдвиги в российском высшем образовании. Выросла доля абитуриентов, которые хотят получить образование по инженерным специальностям, а также повысился спрос на платное обучение. Об этом свидетельствуют результаты «Мониторинга качества приема — 2024», проведенного НИУ ВШЭ. Результаты исследования были представлены на пресс-конференции в ТАСС.
В мероприятии приняли участие научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин, ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая, ректор Университета Иннополис Александр Гасников и ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич.
Ключевые выводы исследования представил научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, автор и глава команды ученых университета, работающих над мониторингом.
Основным драйвером российской высшей школы в 2024 году стало инженерное образование. По итогам приемной кампании в вузы в 2024 году доля зачисленных на инженерные направления подготовки достигла 41% от общего приема и составила 228,6 тысячи человек. Совокупный прием на инженерные направления в 2024 году по сравнению с 2022 годом вырос на 7% (с 213 548 до 228 567 человек).
Эти данные «отражают резкий рост спроса, который предъявляют наши предприятия, на инженеров с 2022 года», отметил Ярослав Кузьминов. По его словам, в России сложилась уникальная ситуация: правительство обозначило своим приоритетом подготовку кадров для достижения технологического суверенитета, и население очень быстро отреагировало на это.
Как показало исследование, впервые технические университеты и вузы, имеющие крупные инженерные школы, заняли половину топ-20 российских вузов по качеству приема. Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджетное и платное отделения этих вузов составил 97, 89,9 и 87,5 соответственно. НИУ ВШЭ — Москва оказался единственным классическим университетом, который попал в первую пятерку вузов (средний балл 87,1), заняв четвертое место. Стоит отметить, что Вышка вошла в список лучших как в социально-экономических и гуманитарных направлениях подготовки, так и в технических. В топ-10 вузов по качеству приема вошел также НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург (седьмое место, средний балл 86,5).
«Среди лидеров качества впервые появились негосударственные вузы: средний балл Иннополиса — 87,5, Центрального университета — 84,7. Они входят в топ-10 российских вузов по качеству приема», — отметил Ярослав Кузьминов.
В целом, по его словам, в 2024 году средний балл ЕГЭ для поступления на бюджетные места в российские вузы вырос по сравнению с 2023 годом на 0,2 балла и составил 70,2. При этом на 0,6% выросло число зачисленных на бюджет, составив 337 тысяч человек. Больше всего баллов для поступления на бюджет ожидаемо нужно набрать в Москве и Подмосковье — 80,9, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 78,1. Также высокие баллы нужны для поступления на бюджет в традиционные университетские центры в России, которые находятся в Татарстане, Башкортостане, Томской, Свердловской, Нижегородской, Новосибирской областях (средний балл ЕГЭ — 69,8–71,8). Особенность 2024 года — то, что впервые в число лидеров по бюджетному набору вошла Калининградская область, отметил Ярослав Кузьминов. Средний балл ЕГЭ там составил 71,1.
В приемной кампании 2024 года зафиксирован резкий рост зачисленных на платные отделения вузов (+15 тысяч человек). «Главная новость — это то, что у нас в этом году идет резкий рост зачисления на платные места, практически 10% прироста, такого не было почти за всю историю наблюдений, чтобы была такая динамика», — отметил Ярослав Кузьминов. Он связывает это с тем, что в стране сложилась «рациональная модель спроса на высшее образование». «Поскольку бюджетный набор расширяется, то выбор в пользу платного образования продиктован не дефицитом бюджетных мест, а именно стратегией семей», — пояснил он, отметив, что люди сознательно выбирают инвестиции в будущее.
Платное образование за два последних года стало более доступным для россиян. В 2024 году 414 вузов (включая филиалы и негосударственные вузы) демонстрируют рост стоимости обучения ниже темпа роста зарплат и инфляции. «Вузы практически не компенсируют своих затрат», — отметил Ярослав Кузьминов. В мире цены на образование растут быстрее, чем инфляция и доходы населения, поэтому это также уникальная ситуация, добавил он.
По словам директора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анны Тышецкой, питерская Вышка уверенно удерживает лидерские позиции среди вузов России. Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет остается стабильно высоким — около 95, что практически сопоставимо с московской Вышкой.
«Сегодня нет большой разницы, где получать образование — в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, — если есть сильный лидер и преподавательский состав. В ВШЭ в целом сложно учиться, неважно, где физически проходит это обучение. Сегодняшний мониторинг фиксирует, что региональные университеты ВШЭ в Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге — очень заметные игроки. В Санкт-Петербурге ВШЭ уверенно конкурирует с классическими серьезными университетами, например СПбГУ. Питерская Вышка — уникальный университет, который работает по стандартам и ценностям ВШЭ, но при этом базируется на научных питерских школах», — отметила она.
Анна Тышецкая рассказала о том, что в университете растет число желающих получить инженерное образование, включая IT, и это направление активно развивается. При этом гуманитарные и социально-экономические направления по-прежнему популярны у абитуриентов. «Политология и филология у нас в этом году “закрылись” на 300 баллов, востоковедение — на 291 балл, разброс проходного балла по экономике и менеджменту в зависимости от программы — 290–297. Поступить на историю в Питере даже сложнее, чем в Москве, — отметила она. — Там, где сложились понятные образовательные кластеры в гуманитарной, социальной или экономической сфере, они остаются важными и востребованными у абитуриентов».
«В 2025 году в питерской Вышке откроется шесть новых профилей и направлений подготовки, среди которых телекоммуникации, теоретическая и прикладная механика, история искусств, архитектура», — добавила Анна Тышецкая. В ближайшие три года НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург собирается увеличить число студентов почти в два раза, подчеркнула она. Этому будет способствовать открытие нового учебного пространства «Канатный цех» на Васильевском острове, которое состоится 25 января.
Ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов отметил, что мониторинг дает объективные и понятные показатели, которые характеризуют работу университетов и делают проще выбор для родителей и абитуриентов. Он обозначил также несколько проблемных зон. «Более половины бюджетных мест в инженерных направлениях подготовки занято теми абитуриентами, которые, по сути, не готовы к освоению инженерных программ, поскольку физика является необходимым и ключевым элементом инженерной подготовки», — сказал, в частности, ректор Физтеха. По его мнению, есть вопросы и к зачислению в вузы по олимпиадам. «Очень важно, чтобы здесь велась работа, чтобы те олимпиады, которые не обеспечивают высокий уровень подготовки, получали более низкую категорию, либо в целом по их результатам вузы не могли бы принимать на первый курс бакалавриата без вступительных испытаний», — отметил ректор МФТИ.
Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин рассказал о том, что в вузе на 25% увеличился прием на платные отделения. Рост касается классических инженерных дисциплин. По его словам, многие из тех, кто идет на платное отделение и хорошо учится, потом переходят на бюджет. Он отметил сложности, которые есть у региональных вузов при подготовке инженерных кадров. «Им, конечно, сложнее, чем нам, с точки зрения их ресурсов — преподавательских, инфраструктурных ресурсов», — подчеркнул он. Выход можно найти в кооперации с ведущими вузами. «Вот эту проблему нам предстоит решить в ближайшие год-два, — видимо, увеличением сетевых программ или еще каким-то образом. Только таким способом, мне кажется, можно увеличить выпуск: с точки зрения не просто количества, а качества инженеров», — подчеркнул Михаил Гордин.
«Подъем по инженерным направлениям подготовки частично связан с тем, что реализуется проект передовых инженерных школ, которые взаимодействуют с крупными работодателями. Тем самым [выпускникам] предоставляются высокомаржинальные рабочие места», — полагает ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. Он отметил важность образовательного проекта «ИИ 360: Инженерия искусственного интеллекта». Его партнерами являются «Яндекс», Сбер и ведущие вузы: НИУ ВШЭ, ИТМО, МФТИ и Университет Иннополис.
Несмотря на рост приема на инженерные специальности, нужно активно популяризировать это образование и возможности, которые оно дает, чтобы вырастить больше кадров, считает ректор Университета Иннополис Александр Гасников. У многих школьников теряется интерес к физике и биологии уже в 5–9-х классах, поэтому нужно, чтобы больше талантливых педагогов преподавали, в том числе и в школах. «Я призываю думать и действовать всем вместе по всему спектру», — говорит он, отмечая необходимость заниматься активной популяризацией науки, ученых, инженеров.
Студенты и их родители осознают важность платного образования, считает ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич. «Пример нашего вуза показывает, что и бизнес готов платить за образование», — отметил он. По его словам, компании сейчас строят долгосрочные планы и начинают больше вкладываться в образование, растят кадры. У бизнеса свой взгляд на то, кого нужно готовить, компаниям сейчас нужны специалисты широкого профиля, у которых базовый навык — это IT.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков в интервью телеканалу «Россия-24» связал рост интереса к инженерным направлениям подготовки с «запросом промышленности, наших предприятий, которые в последние два года совершенно по-другому стали относиться к подготовке инженерных кадров и ко всему тому, что связано с технологическим лидерством». «Конечно, это не могло не отразиться на росте престижа профессии инженера. С другой стороны, у нас есть целая система мер, направленных на повышение качества инженерного образования и повышение престижа профессии инженера», — отметил он. В числе таких мер министр выделил программы «Передовые инженерные школы», «Приоритет-2030», а также стартовавший в конце 2024 года конкурс на поддержку студенческих конструкторских бюро.
С основными результатами исследования можно ознакомиться в специальном дайджесте.
Исследование «Мониторинг качества приема» (МКП) проводится Институтом образования НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки России с 2010 года под руководством научного руководителя Вышки Ярослава Кузьминова. МКП широко используется как абитуриентами и их родителями при выборе вуза и образовательной программы, так и руководителями и учредителями вузов для определения репутации, конкурентоспособности и позиционирования образовательных программ. МКП — самый простой и прозрачный показатель репутации университета и качества его студентов как в целом по университету, так и в разрезе конкретных направлений подготовки. В 2024 году в обследование МКП вошли 803 высших учебных заведения, прием в которые ведется преимущественно по результатам ЕГЭ, при этом средние баллы ЕГЭ удалось рассчитать для 397 головных государственных вузов и 322 их филиалов, а также для 80 негосударственных университетов.