• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Быть, а не казаться: как вырастить из ИИ профессионала

Быть, а не казаться: как вырастить из ИИ профессионала

© iStock

Пока ученые спорят о пользе и вреде искусственного интеллекта, молодежь активно осваивает и интегрирует нейросети в свою жизнь, приспосабливая нашу реальность к новым условиям. О том, как дообучить LLM, чтобы они смогли служить полноценными ассистентами в профессиональной среде, обсудили в Вышке на воркшопе «Большие языковые модели в науке и в жизни».

НИУ ВШЭ совместно со Сбером открыл специальное двухдневное мероприятие, в рамках которого эксперты из разных отраслей провели дискуссии на тему «Большие языковые модели в науке и в жизни». Первый день воркшопа был посвящен обсуждению плюсов и минусов вхождения больших языковых моделей в бытовую и профессиональную реальность, а также того, как LLM могут и должны улучшиться, чтобы стать помощниками человека в области интеллектуальной рутины.

Воркшоп открылся панельной дискуссией, участники которой обсудили, как сейчас работают большие языковые модели и какие ожидания существуют у рынка в отношении их применения. Модератором выступила Екатерина Кручинская, директор по обеспечению деятельности научного руководителя НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры высшей математики НИУ ВШЭ.

По мнению участников дискуссии, основа будущих прорывных разработок в области генеративного искусственного интеллекта лежит в области коллаборации разработчиков генеративных моделей и экспертов академической среды: первые знают, как обучать модели, а вторые — как обучать людей.

Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ
© Высшая школа экономики

«В развитие ИИ уже вложены очень большие деньги — десятки миллиардов долларов, но пока неясно, какую отдачу и когда это принесет», — отметил во вступительном слове научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам, одним из главных ожиданий от ИИ является замещение рутинных функций, которые занимают достаточную долю в бюджете времени.

Как пример, одной из ожидаемых возможностей LLM в сфере образования может быть раздача ученикам заданий и их проверка, на основе которой будет генерироваться готовое резюме для предоставления ученику обратной связи. Эффект этой разработки — снижение образовательной неуспешности ученика, которая возникает из-за отсутствия постоянной обратной связи, точечно контролирующей прогресс в обучении. Если искусственный интеллект сможет выполнять эту функцию, педагогам удастся уделять ученикам больше внимания и сформировать более творческий и результативный процесс обучения.

Еще одно ожидание — написание целостного саммари объемных научных текстов, публикующихся сейчас в большом количестве, а также создание формализованных документов, в том числе библиографии. Сейчас реализовать эту возможность затруднительно даже при использовании самых продвинутых больших языковых моделей из-за высоких рисков их галлюцинирования.

Роман Янковский

Последняя функция ИИ, которая была названа, — умный помощник юриста, который сможет найти информацию в нормативно-правовых актах под запрос клиента, проанализировать договоры с точки зрения юридических рисков и т.д. Далее эту возможность обсудили более подробно на круглом столе «Прикладные приложения больших языковых моделей в юриспруденции» при участии сотрудников Сбера Ксении Брянцевой (руководитель продукта GigaLegal) и Романа Кошелева (руководитель платформы GigaLegal), а также заведующего Центром трансформации юридического образования НИУ ВШЭ Романа Янковского.

Екатерина Кручинская

Все эти ожидания по большому счету требуют того, чтобы искусственный интеллект представлял собой некоторый аналог нормально обученного профессионала — педагога, юриста, экономиста и так далее. Но это ожидание пока плохо накладывается на эволюцию ИИ. Модератор дискуссии Екатерина Кручинская отметила, что модели уже сдают экзамены, но у них это работает не как у человека: знание огромного количества теоретических фактов не ведет к успешному оперированию этими знаниями в профессиональном контексте. Ярослав Кузьминов добавил, что в этом отношении странно было бы ожидать от актера, играющего маршала Жукова, правильного проведения военной операции, если бы он реально оказался на месте военачальника. То есть сегодняшний ИИ «всячески старается быть похожим на человека, но он пока не профессионал, а имитатор, и мы хотим помочь ему преодолеть эту планку», отметил научный руководитель Вышки.

Сергей Марков

О нынешнем состоянии генеративных моделей в России и мире рассказал Сергей Марков, управляющий директор — начальник управления экспериментальных систем машинного обучения департамента общих сервисов «Салют» Сбербанка. Сергей отметил, что, несмотря на колоссальный шаг вперед, который был сделан в области машинного обучения, на сегодняшний день существует большое количество актуальных вызовов и барьеров для развития этой технологии. Но в целом, благодаря большому притоку специалистов и ресурсов в последние годы, «поле исследований выглядит весьма оптимистично».

Развитие технологий искусственного интеллекта имеет для человечества экзистенциальное значение, убежден эксперт.

Максим Волошин и Федор Минькин из команды GigaChat отметили важность таргетного подхода к внедрению больших языковых моделей. Бизнес только недавно понял, что далеко не всегда нужно заботиться о том, чтобы внедрить в уже имеющуюся технологию генеративный ИИ, — может оказаться, что мы от этого потеряем. Более того, большая языковая модель — это не швейцарский нож, который решает все проблемы разом, а точечное решение, которое следует применять исключительно в случае, если мы понимаем характеристики полезного «выхлопа».

Безусловно, младшее поколение, как обычно, ушло далеко вперед в освоении технологий ИИ. «Пока разработчики и ученые решают, что можно, а что нельзя, в каких секторах применять либо ограничить ИИ, студенты уже давно освоили и вовсю применяют эти технологии», — напомнил Ярослав Кузьминов. По его словам, для сферы образования вопрос использования LLM стоит очень остро, так же как для юриспруденции и экономики, поэтому пора переходить от слов к работе над созданием продуктов на основе этой технологии, в том числе тех, которые могут быть широко коммерциализированы или значимы в создании общественных эффектов: например, могут бороться с образовательной неуспешностью или низкой производительностью труда.

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ

Эту идею в дальнейшем участники панельной дискуссии обсудили более предметно на круглом столе «Влияние больших лингвистических моделей на современные образовательные модели и технологии», где проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин отметил, что мы вынуждены констатировать проблему отсутствия владения навыками использования ИИ у преподавателей, а директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова поставила вопрос о том, как внедрять технологии ИИ так, чтобы это было на пользу, а не во вред, и как перестать бороться с тем, что неизбежно.

Алёна Феногенова

Важная часть первого дня воркшопа также была сосредоточена на обсуждении подходов к оценке больших языковых моделей. С докладом выступила Алёна Феногенова, руководитель команды AGI NLP SberDevices, рассказав про бенчмарк MERA, специфика которого относительно профессионального контекста была обсуждена с приглашенным экспертом из ассоциации «Альянс в сфере искусственного интеллекта» Егором Низамовым. Также профессиональную оценку искусственного интеллекта представили в пока непривычном контексте — с помощью современных методов психометрики, о чем рассказала Елена Карданова, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ.

Второй день был посвящен специализированным мини-курсам и лекциям о ML и языковых моделях.

Вам также может быть интересно:

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA

На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»

С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

От первоклашки до пенсионера: управлять своими деньгами научат всех

Минфин, Сбер и Высшая школа экономики объединяют усилия по развитию финансового рынка. Цель — научить россиян инвестировать, планировать бюджет, эффективно управлять деньгами и игнорировать мошенников. 18 октября на Московском финансовом форуме подписано соглашение о сотрудничестве в этой сфере. Его заключили заместитель министра финансов Иван Чебесков, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Руслан Вестеровский и проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ

Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.

Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»

В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.