• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья

В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья

© ВШЭ - Санкт-Петербург

На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.

Новый институт специализируется на исследованиях в области психологии здоровья, благополучия, психофизиологии и нейролингвистики. Он объединит специалистов междисциплинарного профиля в области ментального здоровья и благополучия: психологов, лингвистов, биологов, экономистов, социологов. Также на базе института откроются три новых исследовательских центра: Лаборатория психофизиологии эмоций, Лаборатория доказательной психологии здоровья и благополучия, а также Центр языка и мозга.

Директором института стал Владимир Косоногов, кандидат психологических наук, автор 42 научных работ в области психологии и психофизиологии эмоций, специалист по экономической психологии. Научным руководителем института назначена Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, доктор филологических наук, автор 74 научных работ по нейролингвистике.

Лаборатория психофизиологии эмоций возьмется за исследование стратегий и проявлений регулирования эмоций. Например, сейчас ученые завершают работу над мобильным приложением по снижению боязни пауков. Программа встроена в специальные очки, через которые можно увидеть проекции насекомых на разных объектах. Постепенно пользователь привыкает к раздражителю и начинает меньше его бояться.

С этого года в лаборатории стартует проект по изучению образовательной тревожности. Сначала исследователи рассмотрят страхи, связанные с обучением: боязнь публичных выступлений, социальный дискомфорт и т.п. Затем они проверят на больших выборках, как люди реагируют на источники страха и пытаются справляться со своими эмоциями.

Лаборатория доказательной психологии здоровья и благополучия изучает здоровый образ жизни и влияние климатических изменений на психологическое здоровье молодежи. Возглавит лабораторию Лариса Марарица, кандидат психологических наук. К ее работе также присоединятся Лариса Цветкова, доктор психологических наук и заместитель директора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург по научной работе, и Ксения Ерицян, кандидат психологических наук и соруководитель программы «Современный социальный анализ».

Центр языка и мозга займется исследованиями речи: ее порождением, усвоением и пониманием. Сотрудники центра планируют разработать инструменты диагностики и коррекции речевых нарушений. На старте все исследования Центра языка и мозга будут сконцентрированы вокруг усвоения речи и чтения.

Владимир Александров / НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

«Исследования усвоения речи детьми — это то, чем Петербург богат исторически. Сильные команды давно уже сложились в РГПУ имени Герцена и Институте эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова. Мы планируем сотрудничество с этими научными институтами и рады привнести в дискуссию свои идеи и наработки, тем более что к нам присоединилось много хороших ученых. Главой Центра языка и мозга станет Светлана Алексеева, ученица Татьяны Черниговской, а кроме того, с нами будет работать доктор филологических наук Наталья Слюсарь», — комментирует Ольга Драгой, научный руководитель Института психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.

Ученые Центра языка и мозга планируют разработать шрифт, который будет удобнее воспринимать людям с дислексией. В основу нового шрифта лягут наблюдения за движением глаз при чтении: за длиной фиксации, пропусками, возвращениями и т.д. Внедрить шрифт планируется в электронные книги: это поможет дислексикам быстрее обучаться. Другой проект Центра языка и мозга посвящен диагностике дислексии у взрослых через мобильное приложение. Исследователи планируют завершить его до конца 2024 года, сейчас они обучают искусственный интеллект анализировать акустические характеристики и определять по ним дислексию.

Ольга Драгой

научный руководитель Института психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ

— Центр языка и мозга в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург продолжит изучать обычное и атипичное развитие речи. За последние десятилетия петербургской научной школе удалось составить корпусы детской речи с помощью протоколирования, дневников и многого другого. Однако же качественных психо- и нейролингвистических экспериментов пока проведено недостаточно. Непонятно, например, на каких этапах ребенок лучше всего усваивает речь и как этот процесс нарушается, — все это можно постичь только экспериментально, чем мы и планируем заняться.

Параллельно с этим еще в Москве мы начали разрабатывать компьютерную игру, которая будет обучать чтению и помогать с коррекцией дислексии. Это космическая сага, которая содержит лингвистические задания, развивающие фонологические навыки и чтение в целом. Над проектом работают 10 исследователей, а еще к нам присоединилась московская Школа дизайна. Работу ведем уже второй год, но в 2025-м мы как раз планируем ее завершить.

К проектам трех лабораторий Института психологии здоровья планируется привлекать студентов самых разных профилей. Учащимся НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург предоставят доступ к лабораторному оборудованию — айтрекерам, кабины для проведения экспериментов и многое другое. Вся необходимая техника сейчас находится в процессе закупки.

Владимир Косоногов

руководитель Института психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Мы намерены развивать крепкие взаимоотношения с крупными российскими вузами. В планах — проект с Тюменским государственным медицинским университетом о расстройстве пищевого поведения. Будем совместно изучать не только анорексию и булимию, но и психогенное переедание. Мы посмотрим на психологию этого процесса, а наши коллеги-медики — на гастроэнтерологию, так как переедание может вызывать нарушения обмена веществ. Международные партнерства тоже являются для нас приоритетными, мы будем договариваться о совместных проектах с учеными из ведущих вузов Индии и Китая.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»

Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.