• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловой климат в сфере услуг: сезонное улучшение

 Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2014 года (PDF, 1.24 Мб)

 

Значительная часть населения России предпочла вернуться к сберегательной модели поведения, снизив свою потребительскую активность, и оживление деловой активности в сфере услуг, которое можно было наблюдать во II квартале 2014 года, носит преимущественно сезонный характер, отмечается в информационно-аналитическом материале, подготовленном Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ.

В обзоре использованы результаты опросов руководителей около 5700 организаций, оказывающих услуги.

Материальное положение основного потребителя услуг — населения — в первых месяцах текущего года практически не улучшилось. По данным Росстата, в январе-мае 2014 года реальные денежные доходы населения выросли всего на 0.2% относительно соответствующего периода 2013 года. В начале года потребительский спрос в значительной степени поддерживался за счет сбережений домашних хозяйств: в I квартале 2014 года впервые за несколько лет был зафиксирован отток вкладов населения со счетов. В апреле ситуация изменилась: прирост вкладов возобновился. Видимо, значительная часть населения предпочла вернуться к сберегательной модели поведения, полагают аналитики Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ.

Краткосрочный прогноз, сформированный на базе обобщенных мнений предпринимателей, в целом достаточно благоприятен. Однако нельзя забывать о свойственном участникам всех конъюнктурных обследований излишнем оптимизме при оценке перспектив работы своих организаций.

Сфера услуг и розничная торговля остаются основными драйверами, поддерживающими, хотя и слабый, но рост экономики страны

Несмотря на удовлетворительные в целом итоги работы, сфера услуг подвержена влиянию ряда негативных конъюнктурообразующих факторов, которые в любой момент могут осложнить функционирование отрасли. Так, рост тарифов в инфраструктурных отраслях, а также возможное повышение арендной платы неизбежно трансформируются в увеличение цены предоставляемых услуг, и результатом станет обострение спросовых проблем. Дестабилизировать ситуацию могут низкие темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения, высокий уровень инфляции, ужесточение банковских требований к получению потребительских кредитов.

Что мешает отрасли развиваться быстрее? Прежде всего дефицит финансовых средств в организациях. На его негативное воздействие указали 42% респондентов. Менее всего нехватка финансов сказывается на работе страховых компаний — наличие такой проблемы констатировал лишь один из десяти страховщиков. Каждый пятый участник опроса, как и годом ранее, отметил выраженное негативное влияние недобросовестной конкуренции. На высокую арендную плату, высокий процент коммерческого кредита, недостаток помещенийи недостаточно четкую нормативно-правовую базу сослались соответственно 17, 14, 13 и 10% респондентов (год назад такого мнения придерживались 15, 13, 13 и 10% предпринимателей).

Вам также может быть интересно:

47%

предпринимателей, работающих в сфере услуг, отмечали недостаток спроса на оказываемые ими услуги в III квартале 2015 года. В начале года о такой проблеме говорили 40% бизнесменов.

Сфера услуг приняла на себя основной удар кризиса

Сектор услуг существенно «просел» в начале 2015 года. «Мертвый» зимний сезон в сочетании с устойчивым снижением потребительского спроса вынудил предпринимателей заметно снизить деловую активность, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг.

-12%

До такого уровня понизился индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг в I квартале 2015 года. Это рекордное падение: за год значение показателя снизилось на 10 процентных пунктов.

Сфера услуг готовится к зимней депрессии

К концу года сфера услуг погрузится в стагнацию. Потребительский спрос не растет сейчас и далее он также не будет драйвером роста. Несмотря на девальвацию и инфляцию, в сложившейся ситуации предприятия сферы услуг не могут повышать цены и теряют прибыль, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг.

Бюллетень «Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в I квартале 2014 года»

В апреле в реальном секторе и сфере услуг России продолжали развиваться негативные тенденции, берущие свое начало в предыдущие месяцы, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в информационно-аналитическом материале, характеризующем состояние делового климата в отрасли.

Бюллетень «Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России» в IV квартале 2013 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России» в IV квартале 2013 года.

Бюллетень «Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России» во III квартале 2013 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России» во III квартале 2013 года.

Сфера услуг погружается в стагнацию

В III квартале 2013 года рост спроса на услуги остановился. Данный сегмент российской экономики, наряду с торговлей более года «державшийся на плаву», вошел в стагнационный тренд. Мониторинг состояния делового климата в сфере услуг от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Бюллетень «Деловой климат в оптовой торговле» в III квартале 2013 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в оптовой торговле» в III квартале 2013 года.

Бюллетень «Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России» во II квартале 2013 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России» во II квартале 2013 года.