Научно-учебная макроэкономика
Юлия Ян и Сергей Мерзляков, сотрудники Научно-учебной лаборатории макроэкономического анализа ГУ-ВШЭ, рассказывают о своей исследовательской работе, о задачах и перспективах развития лаборатории и о том, чему в ней обучаются студенты.
— Каковы основные направления исследовательской деятельности вашей лаборатории?
Юлия Ян: Лаборатория создана при кафедре макроэкономического анализа экономического факультета ГУ-ВШЭ, поэтому все «старшие» сотрудники лаборатории — это преподаватели кафедры, а «младшие» сотрудники — это наши студенты и аспиранты. Мы открыты для сотрудничества со всеми, кто интересуется макроэкономикой, готов работать в коллективе и имеет потенциал для проведения научных исследований.Юлия Ян
Сергей Мерзляков: Одно из основных направлений — теоретический и практический анализ различных аспектов фискальной, монетарной и валютной политики и в России, и в других странах. Другими важными направлениями исследований являются создание теоретических моделей эндогенного экономического роста и деловых циклов и анализ проблем развития ресурсных экономик.
— Чем мотивировано создание лаборатории? Какие задачи стоят перед коллективом?
Сергей Мерзляков: Основная цель лаборатории — отбор наиболее талантливых студентов и вовлечение их в полноценную исследовательскую работу. Кроме работы со студентами, старшие сотрудники проводят свои индивидуальные или коллективные исследования в рамках различных проектов лаборатории или по индивидуальным научным грантам. Но это не главная задача создания научно-учебной лаборатории (сокращенно такие лаборатории в Вышке называют НУЛами). Миссия НУЛ макроэкономического анализа — кропотливая работа с молодыми исследователями, которая в долгосрочной перспективе позволит говорить о создании макроэкономической научной школы в нашем университете, и надеемся — в стране.
— Кроме того, что вы являетесь научными сотрудниками лаборатории, вы ведь еще и преподаете?
Сергей Мерзляков: Мы все — и аспиранты, и лаборанты, и научные сотрудники — не чистой воды преподаватели и не чистой воды исследователи, мы совмещаем исследования с преподаванием.
—Полагаясь на ваш личный опыт — чему можно научиться в лаборатории?
Сергей Мерзляков: В лаборатории можно «погрузиться в тему» и научиться писать как аналитические обзоры, так и собственные качественные научные работы.Сергей Мерзляков
Мы пытаемся не только привить студентам навыки аналитиков и исследователей, но и сформировать у них учебную и научную культуру. В частности, ведем борьбу с плагиатом. Исследование, будь то реферат, дипломная работа или конкурсный проект, должно быть именно твоим. Можно бороться с плагиатом исключительно «методом кнута», но пока решить проблему таким образом все равно не удается. В конечном счете, главное, чтобы у студентов появилась гордость за самостоятельно проделанную работу и формировались внутренние стимулы проводить исследование, не заимствуя чужие идеи.
Юлия Ян: Лаборатория позволяет работать над своими курсовыми, дипломными и кандидатскими работами, и при этом разрабатывать сопутствующую тему в лаборатории. Это — и дополнительный стимул для научного исследования и, кстати, некоторый заработок для студента.
— Какие требования предъявляются к тем, кто хочет работать вместе с вами?
Юлия Ян: Помню, как одна студентка спросила меня, возьмем ли мы ее к себе в лабораторию с девяткой по макроэкономике... Если студент хочет заниматься макроэкономикой, мы его примем в лабораторию. И не стоит опасаться, если не уверен в своих знаниях — все знать невозможно. Кто-то более талантлив, кто-то менее, но мы готовы помочь всем.
— Означает ли это, что к вам в лабораторию может прийти студент любого факультета?
Сергей Мерзляков: Теоретически — да, а практически пока к нам идут в основном ребята с экономического факультета. Надеемся, что начнут приходить студенты и с других факультетов. Мне кажется, что студенты других специализаций сомневаются, что мы можем предложить им исследования, соответствующее их интересам, навыкам и способностям. Другие просто стесняются показать свою заинтересованность. Сомневаться не надо, надо приходить!
— Как проходят рабочие будни стажеров лаборатории?
Сергей Мерзляков: Стажеры участвуют в научных семинарах наравне со всеми: слушают выступления коллег и сами выступают с докладами. Мы стараемся, чтобы они чувствовали себя членами единой команды, которые делают одно дело. В прошлом году мы разделили стажеров на несколько групп и предложили всем поработать над темой «Хронология описания кризиса». В зависимости от интересов каждая группа выбирала частные аспекты этой проблемы — как правительства в разных странах реагировали на кризис, как проводилась монетарная политика в разных странах во время кризиса и прочие. К каждой группе был приставлен руководитель, который помогал и направлял студентов. Все справлялись с заданием по-разному, и наиболее успешным студентам было предложено дальнейшее сотрудничество с лабораторией в следующем году — уже не на проектной, а на постоянной основе.
— По каким достижениям можно судить об успешной деятельности лаборатории?
Сергей Мерзляков: Если говорить о конкретных достижениях с точки зрения академической карьеры, то прежде всего — это публикации наших сотрудников в таких журналах, как «Экономический журнал ВШЭ», «Деньги и Кредит», и выход ряда препринтов по итогам проведенных сотрудниками лаборатории исследований. Так, в прошлом году в серии препринтов вышли статьи О. Веселова и Д. Бондаренко «Оптимальное накопление капитала в ресурсной экономике», К. Сосунова и Н. Ушакова «Определение реального курса рубля и оценка политики долгосрочного таргетирования реального курса валюты», О. Заиченко, Е. Громовой, К. Сосунова «Эмпирический анализ оптимальной монетарной политики в России» и многих других авторов. Уже в этом году в журнале «Деньги и Кредит» опубликована статья С. Пекарского, М. Атаманчук и С. Мерзлякова «Стратегическое взаимодействие фискальной и монетарной политики в экспортоориентированной экономике».
— Каков механизм отбора статей для публикации?
Юлия Ян: В идеале каждый сотрудник лаборатории по итогам года должен подготовить, как минимум, одну статью, которая может быть опубликована в одном из ведущих российских научных журналов: «Вопросы экономики», «Экономический журнал ВШЭ» или «Деньги и Кредит». Однако, основная наша цель заключается в том, что мы стараемся выйти на уровень западных научных изданий. Это не простой, длительный процесс. Пока публикаций, соответствующих требованиям западных журналов, не так много, как хотелось бы. Когда накопится критическая масса качественных исследований, то, как следствие, будет больше успехов и «на фронте» публикаций в зарубежных журналах.
— При всем многообразии исследовательских тем, удается ли найти общую проблематику, интересную для всех сотрудников лаборатории?
Сергей Мерзляков: Все наши темы связаны между собой. Это видно по годовым отчетам лаборатории. Общая тема нынешнего года — макроэкономическая политика, деловые циклы, экономический рост. Каждый исследователь работает над своей темой, но мы все время обмениваемся идеями, что-то подсказываем друг другу, часто спорим. Но когда мы анализируем результаты и садимся писать итоговый отчет, все выстраивается в одну логичную цепочку. Это означает, что сотрудники мыслят в одном русле. Естественно, не обходится без полемики, но особенно ценным является то, что мы все оперируем одними и теми же категориями. Конечно, это прежде всего — заслуга наших преподавателей. Откровенно говоря, хочется, чтобы лет через десять на ваш вопрос о наших достижениях мы бы сказали: «У нас появилась макроэкономическая научная школа».
— По вашему мнению, макроэкономист — он какой?
Сергей Мерзляков: Мы для себя пытались «написать портрет» макроэкономиста много раз. Пожалуй, лучше всего это удалось нашему удивительному заведующему кафедрой макроэкономического анализа Льву Львовичу Любимову. На вручении дипломов он сказал очень коротко: «Кто такой макроэкономист? Это хороший человек». И мы пытаемся соответствовать его словам, быть хорошими людьми и хорошими специалистами.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Американский студент выбрал ВШЭ для начала научной карьеры
Студент магистерской программы «Население и развитие» Томас Эспи родился в Алабаме, но всегда интересовался русским языком и культурой. Со временем он выучил русский язык и приехал в Москву учиться. Томас рассказал новостной службе ВШЭ о своих научных исследованиях, впечатлениях от учебы и от Москвы.
НИРС-2015: Шерлок Холмс против пиратов
Накануне Нового года были подведены итоги очередного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Из почти тысячи работ по 17 направлениям жюри отобрало 94 призера. А мы выбрали несколько работ, показывающих, насколько широки и нетривиальны исследовательские интересы студентов Вышки.
Евгений Ясин: «Мы должны готовиться к новому этапу либерализации экономики»
Сколько времени необходимо для полной трансформации экономики России? Какие драйверы экономического роста исчерпались, а какие только ждут своего часа? Об этом на первом пленарном заседании XV Апрельской международной конференции ВШЭ говорили бывший премьер-министр Финляндии Эско Ахо, польский экономист Марек Домбровский и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.
Евгений Ясин: «Преобразования, связанные с переходом от плановой экономики к рыночной, не закончены»
В интервью «Российской газете» научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин рассказал о программе Апрельской конференции и экономической ситуации в России и в мире.
Нужна не только правильная макроэкономическая политика
В опубликованном 22 января рейтинге лучших государств для ведения бизнеса по версии Bloomberg Россия заняла 43 место, поднявшись за последний год на 13 позиций. Результаты рейтинга комментирует заведующий кафедрой мировой политики ВШЭ Максим Братерский.
НИРС-2013: студентов-победителей наградили поездкой в Нидерланды
25 декабря в Высшей школе экономики состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов 2013 года.
Конкурс НИРС – 2013: итоги подведены
Подведены итоги ежегодного Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ. Публикуем список победителей и лауреатов конкурса.
«Высокие требования окупаются большими возможностями»
Какие возможности для построения научной карьеры открывает аспирантура ВШЭ? Чем она привлекает молодых ученых? О своем опыте обучения в аспирантуре рассказывают аспирант кафедры демографии Екатерина Митрофанова и аспирант кафедры макроэкономического анализа Ольга Кузнецова.
Математика в экономике: поиск золотой середины
Сергей Пекарский, профессор кафедры макроэкономического анализа ВШЭ, рассказывает о своей методике преподавания и наиболее сложных для студентов темах макроэкономики.
«Экономический журнал ВШЭ» №4, 2012
Вышел в свет очередной номер «Экономического журнала ВШЭ» (№4, 2012).