Академическая мобильность ВШЭ: впечатления студентов
В этом году в ВШЭ стартовала программа внутриуниверситетской академической мобильности, она позволяет студентам разных кампусов в течение семестра жить и учиться в Москве, в «центральной» Вышке. Публикуем интервью со студентками факультета экономики Пермского кампуса ВШЭ, которые с сентября учатся в Москве.
— Что подтолкнуло вас к участию в программе академической мобильности? Чем привлекло обучение в московской Вышке?
Дарья Журавлева, 4-й курс: — Так как программа мобильности в этом году проводилась в Вышке впервые, а учиться мне осталось только год, я решила не упустить эту возможность и поехать на осенний семестр в Москву. Почему? Прежде всего это интересный опыт. Три года я проучилась в Перми, где все стало знакомо и привычно, поэтому захотелось перемены обстановки, пожить и поучиться в другом городе, оказаться в новых условиях. Ну, а поскольку московская Вышка — «главная», то всегда казалось, что здесь и преподаватели самые-самые.
Елизавета Коровина, 3-й курс: — У меня тоже было желание изменить что-то в своей жизни, понять, чем я хочу заниматься дальше (как после третьего курса, так и вообще), познакомиться с новыми интересными людьми. Говорят, смена остановки помогает разобраться в подобных вопросах. Москва — город больших возможностей, здесь расположились многие инвестиционные, консалтинговые, аудиторские компании, которые регулярно проводят мастер-классы, организуют программы, направленные на привлечение лучших студентов работать в их компании. Есть возможность попасть к ним на стажировку. И я решила, если возникла такая возможность, то незачем медлить.
— И как вам первый модуль в Москве?
Дарья Журавлева: — Было немного сложно в первые две недели учебы. Незнакомый большой город, переполненный общественный транспорт, учебные корпуса с лабиринтами коридоров — мало общего с Пермью. Кроме того, нас не прикрепили к конкретной группе, пришлось самостоятельно составлять себе расписание. Поначалу еще и ребята московские смотрели на нас с недоумением: кто мы и откуда появились, приходилось раз за разом объяснять, что мы приехали из Пермского кампуса на один семестр. А когда всем все стало понятно, когда обжились в общаге, привыкли к транспорту и расписанию, стало проще. В принципе учеба все та же, как и в Перми: те же лекции и семинары, домашние задания, контрольные точки.
Елизавета Коровина: — Первый модуль прошел достаточно хорошо. Конечно — новые сокурсники, новые преподаватели, нужно было освоиться, привыкнуть к местным порядкам и психологии, найти точки соприкосновения. Одно скажу точно: Москва мне начинает нравиться все больше и больше.
— Какие проблемы было трудно преодолевать?
Дарья Журавлева: — Самой большой трудностью для меня было составление индивидуального расписания. Из-за того что расписание фиксировано на весь модуль, начинается путаница с датами: когда надо идти на пары, когда не надо. Еще приходится смотреть расписание всех групп (а их здесь, конечно же, больше чем в Перми) и на некоторые предметы ходить с одними, на другие — с другими! Еще одна история — поиск аудиторий: переходы, тупики, лестницы. Кто-то из ребят сравнил все это с Хогвартсом. Еще нам не выдали учебники, поскольку у нас не было московских читательских билетов. В целом для адаптации мне хватило примерно две недели.
Елизавета Коровина: — Что касается учебы, то трудностей и не было, потому что на третьем курсе уже знаешь, чего ждать от преподавателей. Единственной сложностью поначалу было общение в группе и на факультете, потому что за два года уже сложились определенные отношения у ребят, как и у нас в Перми, и сразу влиться в коллектив всегда сложно. Но сейчас уже все наладилось.
— Каковы условия проживания?
Дарья Журавлева: — Условия проживания здесь отличные, немногие университеты могут похвастаться такими общежитиями, как у Вышки. Меня поселили в четырехкомнатной квартире, всего в квартире живет восемь человек. В квартире есть и кухня, и санузлы, бытовая техника, бесплатный WiFi. Обеспечивают даже бытовой химией. Каждые день ходят дежурные, проверяют, все ли нормально, собирают заявки, если что-то сломалось, приносят почту. Единственное серьезное неудобство — достаточно далеко до учебы. Сначала нужно на автобусе ехать до Одинцово, потом — на электричке, затем — на метро. В общем, получается, что выходить из дома нужно часа за два до начала пар.
Елизавета Коровина: — Я живу в общежитии № 6 в Одинцово. Условия довольно хорошие. Общежитие квартирного типа. Так получилось, что меня поселили в одну комнату с девочками, которые также приехали по программе мобильности из Пермского кампуса, но с факультета менеджмента. Живем дружно. Единственное, что не сильно нравится, — это путь до университета. Дорога до моего корпуса занимает примерно час. Сначала казалось так долго, но сейчас уже привыкла. Книжка или наушники — и время проходит гораздо быстрее.
— Какие курсы московских преподавателей показались вам наиболее интересными?
Дарья Журавлева: — Мне больше всего понравился курс «Анализ финансовых рынков», который в первом модуле вел Андрей Иванович Столяров. Нам рассказывали основы фундаментального анализа фондового рынка, о взаимосвязях рынка с экономическими показателями, о принципах инвестирования, о том, как оценить инвестиционные перспективы компании и эффективность прогнозов аналитиков. К семинарам мы готовили презентации в группах, в которых сами пробовали оценивать компании, анализировать рынок. Сейчас началась вторая часть курса — технический анализ, нас научат строить механические торговые системы. Еще нравится «Оценка стоимости компании», этот курс нам читают на английском.
Елизавета Коровина: — Больше всего мне нравятся курсы английского и эконометрики. Английский преподает Нина Евгеньева Зиновьева. Хоть в этом году у нас и сократили часы английского, но за пару мы успеваем очень много. Задают, конечно, соответствующе, зато уровень языка поддерживается и повышается с каждым разом в силу того, что задания всегда направлены на развитие практически всех видов деятельности. Эконометрику ведет Андрей Александрович Мамонтов. Больше всего мне нравится его заинтересованность в том, чтобы его предмет понял каждый студент.
— Что общего у московской Вышки и пермской? Чем они различаются? Сложнее ли учиться в Москве?
Дарья Журавлева: — В целом процесс обучения в Москве и в Перми примерно одинаков. Есть отличие в системе оценки, так как здесь нет четкой структуры: семинары, контрольные точки, экзамен, каждый преподаватель определяет состав курса и веса самостоятельно, так что это может быть 30% домашних заданий и 70% оценки за экзамен. Так же, как и в Перми, многое приходится делать дома. Единственное, отмечу, не желая никого обидеть, ребята здесь учатся посильнее, то есть их уровень подготовки выше, поэтому иногда бывает сложно.
Елизавета Коровина: — Учеба в московской Вышке практически ничем не отличается от учебы в Пермском кампусе: как всегда, одни преподаватели более требовательные, другие — менее. Поэтому трудность обучения и там, и там одинаковая. В Москве, в отличие от Перми, гораздо чаще приглашают на лекции людей, которые непосредственно «крутятся» в экономической среде. Например, в первом модуле на лекции по макроэкономике к нам приходил Григорий Алексеевич Явлинский, во втором, как говорили, придут представители компании PwC.
— Удается ли вам заниматься чем-то помимо учебы?
Дарья Журавлева: — Конечно же, я стараюсь, раз представилась возможность провести полгода в столице, познакомиться с городом. Много гуляли по центру, по «классическим» туристическим местам, особенно в первые недели. Еще ходили на День Вышки, здесь это масштабное мероприятие в Парке Горького. Успела посетить несколько музеев: исторический, музеи Кремля, дом-музей Булгакова, музей космонавтики. А еще как большой любитель театра стараюсь по возможности посещать спектакли, уже побывали с подругой в Государственном кремлевском дворце на балете, в театре Моссовета, «Современнике», Театре оперетты.
Елизавета Коровина: — Помимо учебы, хожу в театры, на разные мастер-классы, провожу время с однокурсниками.
Вячеслав Пресмаков, специально для новостной службы портала ВШЭ