Какую оценку поставят Вышке эксперты ОЭСР?
С 13 по 15 декабря в ГУ-ВШЭ работали представители программы «Институциональное управление высшим образованием» («Institutional management in higher education») международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эксперты Фабрис Энар (Франция) и Рэй Лэнд (Великобритания) занимались анализом и оценкой качества преподавания в Высшей школе экономики. С кем встречались и что обсуждали аналитики ОЭСР?
Видеозапись лекции Фабриса Энара «Качество преподавания в вузах: подход ОЭСР» на семинаре ИРО
— Расскажите, пожалуйста, об основных целях и программе вашего визита.
Фабрис Энар |
В прошлом году прошел первый этап этого проекта, который заключался в исследовании материалов, предоставленных университетами. А сейчас мы проводим второй этап, более глубокий анализ методов, применяемых в университетах, в том числе и в ВШЭ, для обеспечения высокого качества преподавания. Мы беседовали с представителями руководства университета, с деканами, преподавателями и студентами. В течение двух месяцев после этой поездки мы должны представить вашему университету отчет о наших выводах и рекомендациях. Кроме того, ОЭСР планирует опубликовать общие результаты проекта в 2011 году — по всем университетам, участвовавшим в этом исследовании. Кстати, ВШЭ — единственный российский вуз, принявший участие в проекте.
Рэй Лэнд: Для нас Высшая школа экономики представляет особый интерес, поскольку не только является национальным исследовательским университетом, но и стремится приобрести высокий международный статус и привлечь иностранных студентов. Принимая во внимание глобализацию образования и высокую конкуренцию между ведущими университетами мира, вопрос качества образования приобретает огромное значение. При этом контроль за качеством образования весьма затруднен. К примеру, качество печенья, которое вам нравится, довольно легко проверить. Если для его приготовления используются высококачественная мука, масло и другие ингредиенты, а температурный режим в печи выдерживается такой, какой необходим, то в принципе можно гарантировать хороший результат — вкусное печенье, которое вы покупаете каждую неделю. Чтобы оценить качество образования, необходимо подвергнуть тщательному анализу массу факторов: мотивацию студентов, квалификацию преподавателей, отношение преподавателей к своему предмету и к студентам, уровень технических средств обучения, доступность образовательных ресурсов и прочее. Все это необходимо оценить не только в общеуниверситетском контексте, но и с учетом национальной специфики и культурных традиций.
В отличие от пекаря, который может годами не менять рецепт своего печенья, университет должен постоянно работать над повышением качества преподавания и принимать все меры для дальнейшего развития своих образовательных стратегий. Более того, сотрудники университета должны научиться правильному сбору, объективному анализу и оценке информации о результатах обучения, научиться выявлению связей между качеством преподавания и объективными результатами обучения.
Мир меняется так быстро, что университеты просто обязаны меняться и менять свою политику в таком же темпе, вести постоянный (внешний и внутренний) мониторинг качества образования. Однако каждый университет должен сохранять свою «индивидуальность» и специфику. Проект не ставит перед собой задачу унифицировать методики преподавания. Поэтому Высшая школа экономики как новый тип российского университета должна развивать свои собственные, особые стратегии преподавания и неуклонно развивать и поддерживать качество преподавания на самом высоком уровне.
— В таком случае важнейшее значение приобретают методы оценки качества преподавания. Что вы можете рассказать об инструментарии такой оценки?
Рэй Лэнд: Такие методы и инструменты давно разработаны. Вопрос в том, насколько они подходят для экспертизы особой модели ВШЭ, и должен ли быть разработан новый инструментарий. И здесь возникает целый ряд новых вопросов. Кто может или должен выявить новые методы оценки качества преподавания и результатов обучения в ВШЭ? Кто будет анализировать и сам инструментарий и объективность итоговых оценок? Нужно ли опираться на внешнюю или внутреннюю экспертизу? В университетах Великобритании по распоряжению правительства страны используется внешняя экспертиза — общенациональный опрос студентов, который, с одной стороны, предоставляет вузам много полезной информации, но фактически дает довольно точное представление только об уровне удовлетворенности студентов процессом обучения. Понятно, что недовольство или удовлетворенность студентов зависит от многих факторов, которые часто не имеют прямого отношения к качеству преподавания. Значит, для объективной оценки нужны и разные источники информации и разнообразные инструменты.
— С кем вы встречались в ГУ-ВШЭ и что обсуждали?
Фабрис Энар: До приезда в Москву мы попросили руководство университета выбрать для обсуждения и анализа несколько инициатив, предпринятых университетом для повышения качества преподавания. Нам было предложено оценить качество преподавания дисциплин и курсов на английском языке. Мы встречались с первокурсниками и аспирантами, с иностранными студентами и специалистами, которые разрабатывают учебные планы, с сотрудниками управления по развитию международной деятельности ВШЭ, мы посещали занятия на английском языке. Кроме того, мы провели семинар по поддержке качества обучения в университетах, после которого состоялась интересная и временами очень напряженная дискуссия с сотрудниками и преподавателями университета.
— Почему напряженная? В ходе разговора прозвучали какие-то возражения против предлагаемых методов повышения качества обучения?
Рэй Лэнд: У аналитиков ОЭСР сформировались свои, глобальные взгляды на оценку качества высшего образования, и мы делаем все возможное для распространения новых идей и передовых практик в университетах по всему миру. Однако реформы и перемены не всегда и не везде одинаково хороши, здесь нужен вдумчивый, индивидуальный и осторожный подход. Естественно, что одна и та же идея вызывает совершенно разные реакции у разных людей. Так же естественна и острота дискуссии о предлагаемых новшествах, кто-то их приветствует, а кто-то высказывает аргументированные возражения, сомнения. На самом деле мы очень рады, что состоялся такой продуктивный разговор.Рэй Лэнд
Фабрис Энар: В ходе открытого диалога выяснились разные обстоятельства образовательного процесса в университете, в том числе объективные препятствия и, наоборот, самые благоприятные условия для выполнения тех или иных рекомендаций ОЭСР. Наши коллеги, работающие в ГУ-ВШЭ, прекрасно понимают, как сложен путь к достижению поставленной цели — превратить университет в одного из сильнейших «игроков» и попасть в десятку лучших университетов мира. Цель уже не обсуждается, здесь достигнут консенсус всего коллектива. Сейчас обсуждаются оптимальные пути достижения этой цели, скорость, с которой следует двигаться, способы преодоления препятствий.
— Как вы думаете, почему только один российский университет участвует в проекте?
Фабрис Энар: Проект работает на добровольных началах, и университет любой страны мира может принять в нем участие. В первом этапе участвовали 29 вузов из разных стран мира, а во втором — только 15. Наверное, это показатель степени готовности и заинтересованности каждого конкретного университета в реформировании и дальнейшем развитии.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования
Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
78%
студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.
Вышкинский студенческий мониторинг качества образовательных услуг признан лучшим
Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.
CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ
Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.
90%
российских семей в целом удовлетворены качеством образования, которое их ребенок получает в вузе.
В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом
17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.
В системах оценки качества образования стран СНГ есть много общего
7-8 ноября в Астане состоялась III международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования, одним из организаторов которой был Институт образования ВШЭ.
81%
родителей, чьи дети учатся в каком-либо учебном заведении, довольны качеством их образования.
«Мы должны обсуждать не только топ-100 школ, но и тех, кто оказался в сложном положении»
Опубликован ежегодный рейтинг московских школ. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении его итогов.
Хочется надеяться на скорейшее возвращение к переговорам о присоединении
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объявила о приостановке присоединения России. Это решение было принято на заседании управляющего совета ОЭСР, которое прошло 12 марта. Комментирует директор Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ Татьяна Мешкова.