Серебряный птенец: Дмитрий Гнатышак
За достижения в учебе и науке студент отделения прикладной математики и информатики ВШЭ Дмитрий Гнатышак стал победителем конкурса «Золотая Вышка» в номинации «Серебряный птенец». Он участник нескольких научных конференций, его бакалаврская дипломная работа признана лучшей по итогам 2012 года. В интервью порталу он рассказал о том, как ему удалось стать «птицей высокого полета».
— Дмитрий, вы получили «Серебряного птенца» в том числе и за успехи в научной деятельности. Наука всегда привлекала вас?
— Нет. Если бы еще несколько лет назад кто-то сказал мне, что я увлекусь наукой, я бы ни за что не поверил. Наверное, все началось с исследований для курсовых работ, и позже — для дипломной. Они и легли в основу моих первых научных статей. Только учась на старших курсах бакалавриата, я подумал, что вполне смогу найти себя в науке. И, как оказалось, не ошибся. Подтверждением этому стало мое успешное участие в международных конференциях, в том числе в Черногории, это была моя первая поездка на конференцию за рубеж. Там я познакомился со многими специалистами высочайшего уровня в интересующей меня области, увидел тех, кто продвигал машинное обучение в нашей стране. Сейчас подал заявку на участие в одной из ведущих конференций по анализу формальных понятий — ICFCA (International Conference on Formal Concept Analysis-2013). Она пройдет в Дрездене в мае. Список участников будет известен в конце февраля — начале марта, и я надеюсь попасть в него.
— Какими конкретно исследованиями вы сейчас занимаетесь?
— Предполагаемая тема моей магистерской работы — методы мультимодальной кластеризации. Это определенная разновидность методов разработки данных (data mining) из области анализа формальных понятий. В качестве простого примера их использования можно привести всем нам известные рекомендации на сайтах Кинопоиск.ру и Amazon.com. Они обрабатывают ваши данные, запросы и на основе полученных результатов выдают персональные рекомендации фильмов/товаров для каждого пользователя. Эти алгоритмы можно усовершенствовать, и тогда практическая польза от них возрастет в разы. Также эти методы могут, например, использоваться в медицине, чтобы выявлять закономерности в развитии заболеваний, помогать в диагностике, определять эффективность лечения. Это достаточно трудоемкая задача — нужно разрабатывать методы работы с данными, технологии для реализации этих методов. В своей магистерской работе я планирую сделать упор на прикладные разработки, а в рамках научно-учебных лабораторий занимаюсь в основном теоретическими исследованиями. Кроме того, сейчас я под руководством доцента кафедры анализа данных и искусственного интеллекта Дмитрия Игоревича Игнатова готовлю научную статью по своей теме в авторитетный журнал «Pattern Recognition», это еще один значимый шаг в изучении предмета.
— Планируете ли вы по окончании магистратуры продолжить обучение?
— Да, мне хотелось бы, чтобы меня приняли в аспирантуру в Японии, в этом стремлении меня очень поддерживают научные руководители. Я уже бывал в этой стране, и она очень импонирует мне. У японцев особое отношение к жизни, к работе... Я не могу вспомнить, когда меня начала привлекать эта загадочная восточная страна, но искусством Японии я заинтересовался давно. Благодаря фильмам японского кинематографа, не предназначенным для западного зрителя, проникся менталитетом японцев, и они показались не такими уж «странными». А начав изучать японский язык, понял, что он совсем не настолько сложный, каким кажется на первый взгляд. Одна из моих целей на ближайшее будущее — овладеть этим языком, чтобы достаточно свободно изъясняться с представителями научной среды в своей сфере.
Если говорить о планах на ближайший год, до окончания магистратуры, то хотелось бы попробовать себя в преподавании, попробую начать с ведения семинаров. Пока, правда, не определился с предметом. Двигать науку, заниматься новыми разработками, конечно, здорово, но нужно и передавать знания новому поколению. Тем более, когда понимаешь, что в России люди зачастую даже представления не имеют, насколько увлекательной и доходной может быть наука. Я пока не вижу себя в качестве школьного учителя — для этого надо полностью перестроиться с ныне близкой мне университетской программы, но преподавать в вузе взялся бы с удовольствием. Мне нравится что-то объяснять людям и видеть, как человек постепенно вникает в материал, понимает сложные вещи. А мои однокурсники, у которых я вел консультации, помогая подготовиться к экзаменам, говорят, что у меня это получается — так почему бы не попробовать?
— Можешь ли назвать кого-то из наставников, на кого хотелось бы равняться в преподавательском мастерстве?
— В первую очередь это Константин Юрьевич Дегтярев, он преподавал у нас информатику на первом курсе и оставил неизгладимое впечатление у всех студентов. Когда я поступал в Вышку, информатика была очень далекой для меня наукой. Но благодаря его потрясающему владению материалом и умению мастерски его преподнести информатика не осталась ни для кого из студентов непонятным и пугающим предметом. Его строгость шла нам только на пользу, и мы всегда чувствовали доброжелательность преподавателя. То, что я увлекся информатикой и сейчас без особых затруднений могу написать необходимую мне для построения модели программу, — его заслуга. А среди людей, на которых я стараюсь равняться в научной сфере, могу назвать еще моих научных руководителей — Дмитрия Игоревича Игнатова и Алексея Андреевича Незнанова и руководителей нашего факультета Фуада Тагиевича Алескерова, Сергея Олеговича Кузнецова. Масштабы их достижений в научной сфере огромны, и к ним хочется стремиться. Вообще коллектив Вышки заслуживает больших похвал — здесь не только собрались профессионалы высокого уровня, но и создалась очень дружественная атмосфера, здесь по-настоящему приятно работать и учиться, каждый человек так или иначе интересен. Это стало для меня приятным сюрпризом после поступления в университет.
— Почему ты поступил именно в Вышку? Ведь с твоими способностями для тебя были открыты двери всех престижных вузов страны.
— Это произошло благодаря моему замечательному преподавателю математики, Татьяне Григорьевне Рачковой. В старших классах школы она начала отправлять нас, своих учеников, на разные олимпиады — чтобы был опыт решения заданий разного уровня и не было страха перед напряженной атмосферой экзаменов. Одной из олимпиад, где я принимал участие, была олимпиада по математике Высшей школы экономики. Тогда я еще ничего не знал об этом вузе. В первом туре я выполнил задания по математике и английскому языку, прошел во второй. Решил поучаствовать и там, так как задания обещали быть более сложными и интересными. И был приятно удивлен, увидев свое имя в списке победителей, имеющих право на поступление в Вышку без экзаменов. Тогда я решил узнать об этом университете поподробнее. Оказалось, что это очень достойный вуз, именно такой, в каком я стремился учиться. После этого сомнений по поводу поступления у меня уже не оставалось.
— Сейчас у вас очень напряженный график, столько планов... Удается ли отдыхать, выделять время для каких-то хобби?
— Да, я стараюсь иногда находить возможность для отдыха. Пожалуй, самое главное из моих увлечений — настольные ролевые игры. У меня есть компания друзей, для которых это хобби стало неотъемлемой частью жизни. И это действительно здорово — люди собираются вместе, чтобы прожить еще одну, маленькую жизнь. Придумывается мир, в котором разворачиваются события, участники выбирают персонажей, распределяют роли… Так сложилось, что я обычно становлюсь в этих играх ведущим — гейм-мастером. Я помогаю участникам вжиться в роли, разрабатываю задания-квесты, продумываю развитие сюжета игры… Это, на мой взгляд, один из лучших видов отдыха. А еще совсем недавно у меня появилось новое увлечение, нетипичное для молодого человека — кулинария. Друг решил необычным способом отпраздновать свой день рождения и пригласил гостей в... кулинарную студию. Раньше приготовление еды не вызывало у меня никаких положительных эмоций, и я до последнего надеялся, что можно будет как-то избежать «общения» с плитой и кастрюлями. Мне это, к счастью, не удалось. Все оказалось совсем не страшно — нами руководил замечательный шеф-повар, и благодаря ему я теперь умею готовить несколько итальянских блюд — крем-суп из печеных овощей, дораду и панна коту. После этого я решил освоить еще хотя бы несколько вкусных блюд и начал открывать для себя мир кулинарии.
Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Оказаться в тройке номинантов, вместе с двумя потрясающими учеными, было уже неожиданно»
Айгуль Мавлетова, выпускница Вышки и доцент факультета социальных наук, в 27-й день рождения университета получила награду «Золотая ссылка». Новостная служба портала встретилась с обладательницей «премии в премии», чтобы узнать, почему наука интереснее бизнеса.
Названы победители «Золотой Вышки» — 2018
Ими стали 16 человек в семи «золотых» номинациях и 21 человек в номинации «Серебряный птенец». Также уже традиционно были объявлены лауреаты премии «Золотая ссылка», которая присуждается самому высокоцитируемому вышкинскому ученому. Награждение победителей прошло 27 ноября, в день рождения университета.
Определены номинанты на «Золотую Вышку-2018»
Члены жюри назвали номинантов на премию «Золотая Вышка». Теперь слово за Комиссией конкурса — она выберет победителей, имена которых мы узнаем 27 ноября на церемонии награждения.
Определены члены жюри «Золотой Вышки». И они советуют не затягивать с выдвижением претендентов
Обновление: срок приема заявок продлен до 1 ноября включительно.
В жюри вошли представители всех факультетов, кампусов и Лицея НИУ ВШЭ. Они назовут номинантов в каждой номинации (шорт-лист), из которых затем Комиссия конкурса выберет победителей. Также жюри в один тур определит лауреатов в номинации «Серебряный птенец».
Началось выдвижение кандидатов на «Золотую Вышку»-2018
Напоминаем тем, кто забыл, и рассказываем тем, кто еще не знает: «Золотая Вышка» — это главная университетская премия, кандидатов на получение которой выдвигают сами сотрудники университета из числа своих коллег. Победителей также выбирают сами вышкинцы – в составе специально созданных Жюри и Комиссии. Вот что нужно сделать, если вы хотите, чтобы ваш коллега или ученик получил эту премию.
Названы победители «Золотой Вышки»
На антиюбилейную «Золотую Вышку» было выдвинуто рекордное количество претендентов — 355 человек в 10 номинациях. Из них в два этапа были выбраны победители в каждой номинации. Кроме того, второй раз был выбран победитель «Золотой ссылки» — «премии в премии», которая присуждается самому высокоцитируемому ученому. Награждение всех победителей прошло 1 декабря.
«Золотая Вышка»-2017: победителей будут выбирать по-новому
23 октября стартует первый этап ежегодного конкурса «Золотая Вышка». В декабре эта премия будут вручаться уже в 17-й раз. Читайте, что нового предусмотрено в «антиюбилейной» премии и выдвигайте своих кандидатов.
Первый «Друг Вышки» получил свою награду
Во время рабочего визита в университет Париж-1 Сорбонна ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов вручил Михаилу Соллогубу первую в истории премии «Золотая вышка» статуэтку в номинации «Друг Вышки».
Объявлены победители премии «Золотая Вышка»–2016
В Культурном центре ЗИЛ прошла церемония награждения премии «Золотая Вышка» за 2016 год. В этом году премия сильно изменилась по сравнению с предыдущими годами: номинаций стало больше, во многих из них появились категории для разных групп сотрудников — все это было сделано для того, чтобы университет мог отдать дань уважения как можно большему числу достойных людей.
Опубликованы имена номинантов на премию «Золотая Вышка»–2016
Завершился отбор претендентов на получение премии «Золотая Вышка». Лауреаты будут названы на церемонии награждения 20 декабря, имена номинантов уже опубликованы на сайте премии.