Ученые НИУ ВШЭ создали приложение для диагностики речевых нарушений
Специалисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали приложение для диагностики нарушений речи (афазии), которые возникают в результате травм головы, инсультов или других неврологических заболеваний. «АвтоРАТ» — это первый стандартизированный цифровой инструмент в России, позволяющий оценить наличие и степень выраженности речевых патологий. Приложение доступно в RuStore, его можно использовать на мобильных и планшетных устройствах на операционной системе Android.
Ежегодно в России фиксируется около 450 тысяч случаев инсульта, при этом примерно треть пациентов сталкивается с афазией. Афазия — это приобретенное расстройство речи. Человек с афазией теряет способность понимать речь, говорить, читать, писать. Афазия может возникнуть из-за поражения головного мозга, в том числе в результате инсульта, травмы головы, удаления опухоли. Диагноз устанавливают врачи на основании клинических симптомов и данных нейропсихологического обследования. Важно вовремя диагностировать афазию, поскольку работа с логопедом и нейропсихологом позволит быстрее восстановить речь и вернуть утраченное качество жизни.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали стандартизированный цифровой инструмент под названием «АвтоРАТ», который позволяет выявить афазию и оценить степень ее тяжести. При создании материалов для приложения учитывались не только лингвистические характеристики слов, предложений и текстов, включенных в набор стимулов, но и психолингвистические факторы. Например, принимались во внимание возраст усвоения слов, частота их употребления, то, насколько человеку легко представить образ предмета, связанного с этим словом, а также сложность изображений конкретных стимулов. С помощью приложения «АвтоРАТ» диагностику можно провести всего за 60 минут, предоставив точные данные для разработки программы реабилитации.
Батарея тестов включает в себя комплекс из 13 различных заданий, с помощью которых возможно оценить сохранность всех основных языковых уровней: фонологического, лексико-семантического, синтаксического и уровня дискурса. Используя эти задания, возможно выявить нарушения понимания, порождения и повторения речи, получить сведения об общей степени выраженности речевых нарушений и сопоставить результаты с возрастной нормой.
Задания на понимание речи (например, различение звуков, понимание слов, предложений и текстов) автоматически обрабатываются в приложении. Для того чтобы получить результаты по заданиям на порождение и повторение речи (например, называние объектов и действий, составление предложений и рассказа по рисунку, повторение слов и предложений), была разработана детализированная система ручной оценки пользователем. Благодаря этому возможно выявить все особенности речевых нарушений каждого конкретного участника.
Индивидуальные карточки участников сохраняются в приложении для дальнейшего анализа результатов. «АвтоРАТ» позволяет зафиксировать динамику восстановления речи и таким образом оценить эффективность применяемого лечения, что крайне важно для дальнейшего прогноза и подбора реабилитационной программы. Все результаты доступны для выгрузки в виде таблицы, что удобно для исследовательской работы.
«АвтоРАТ» станет полезным инструментом для логопедов, нейропсихологов, исследователей и клинических специалистов. Кроме того, он будет полезен медицинским учреждениям, студентам и преподавателям медицинских и лингвистических направлений, разработчикам реабилитационных программ, научным центрам, занимающимся исследованиями когнитивных и лингвистических процессов.
Ольга Буйволова
«Мы стремились создать инструмент, который поможет специалистам не просто диагностировать афазию, а увидеть всю картину речевых нарушений. “АвтоРАТ” — шаг к более точной и персонализированной реабилитации пациентов. Этот инструмент объединяет в себе глубокую теоретическую лингвистическую составляющую и практические разработки в области логопедии. Наш инструмент позволяет описать ядро речевого дефицита и сделать диагностику афазии еще более точной, — комментирует участник проекта, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова. — Он устанавливает новые стандарты, соединяя передовые научные подходы с практической эффективностью. “АвтоРАТ” преобразует процесс оценки афазии, делая его удобным, точным и максимально эффективным».
Вам также может быть интересно:
Исследователи НИУ ВШЭ нашли простой и надежный способ узнать, как люди воспринимают вкусы
Группа ученых из Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ изучила, как вкус еды влияет на активность мозга, мимические мышцы и эмоции людей. С помощью ближней инфракрасной спектроскопии они показали, что приятная пища активирует области мозга, связанные с положительными эмоциями, а нейтральная — зоны, отвечающие за негативные эмоции и избегание. Предложенный подход позволяет гораздо проще прогнозировать рыночный успех продуктов и изучать пищевые расстройства. Исследование опубликовано в журнале Food Quality and Preference.
«Мы создаем медицину будущего»
Доктор Гервин Шолк — профессор Фуданьского университета в Шанхае, партнер Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Устойчивый мозг». Доктор Шолк известен как создатель универсальной некоммерческой программы для интерфейсов мозг — компьютер BCI 2000. В своем интервью он рассказал о современных нейроинтерфейсах, методах реабилитации после инсульта, новом подходе к нейрохирургии и поделился своим взглядом на будущее нейротехнологий.
Люди, боты и цифровые двойники: итоги года стратпроекта «Устойчивый мозг»
В НИУ ВШЭ провели итоговый за 2024 год объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». На мероприятии были представлены результаты фундаментального и прикладных проектов, направленных на разработку «3Н-технологий» — нейродиагностики, нейроадаптации и нейрореабилитации. Их цель — создать инструменты, которые позволят снизить число нейрогенных и психических заболеваний или облегчить их последствия.
Ученые раскрыли, почему больные афазией теряют способность говорить о прошлом и будущем
Международная команда ученых с участием исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ определила причины нарушений при выражении грамматической категории времени у больных афазией. Оказалось, что людям с речевыми нарушениями сложно как формировать идею времени, так и подбирать правильную глагольную форму. А вот какой из процессов дается им труднее, зависит от языка говорящего. Результаты исследования опубликованы в журнале Aphasiology.
Нейроученые обнаружили, что мозг реагирует на убеждение по принципу Анны Карениной
Группа ученых из НИУ ВШЭ изучила нейромеханизмы убеждения. С помощью МРТ-сканера исследователи зарегистрировали реакцию мозга испытуемых на доводы экспертов о вреде сахара. Оказалось, что мозг тех участников исследования, кто не поддавался убеждению, реагировал на доводы эксперта одинаково, а мозг тех, кого удалось убедить, реагировал по-разному. Таким образом, успешное убедительное сообщение влияет на мнение очень индивидуально, подбирая свой ключ к ктивности мозга человека. Результаты исследования опубликованы в PNAS.
«Нейротехнологии уже сейчас помогают людям с нарушениями речи»
4–6 ноября на площадке Национального центра «Россия» в рамках международного симпозиума «Создавая будущее» Центр языка и мозга НИУ ВШЭ провел дискуссию «Эволюция мозга: как мир меняет нас?». Особенности работы человеческого мозга обсудили исследователи из ведущих университетов страны, практикующие врачи и популяризаторы нейронаук.
Дети с аутизмом по-другому воспринимают слуховую информацию
Группа ученых при участии исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ проанализировала особенности восприятия слуховой информации у детей с аутизмом. Ученые зафиксировали атипичное поведение альфа-ритмов как при восприятии звуков, так и в состоянии покоя. Это значит, что у таких детей уже на первых этапах работы слуховой коры головного мозга возникают нарушения в обработке звуков. В дальнейшем они могут приводить к проблемам с речью. Результаты работы опубликованы в журнале Brain Structure and Function.
Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.
Что мы знаем о мозге и его возможностях: рассказывают исследователи ВШЭ
Правда ли, что мозг — самый неизученный орган? Как нейротехнологии помогают в лечении сложных заболеваний? Может ли искусственный интеллект соревноваться с естественным? И куда пойти учиться, чтобы стать нейроученым? Эти и другие темы в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» обсудили ученые из Высшей школы экономики — Ольга Драгой, Андрей Мячиков и Алексей Осадчий.
В НИУ ВШЭ-Нижний Новгород будет создан медтех-консорциум
В нижегородской Вышке состоялась стратегическая сессия с участием исследователей стратпроекта «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». На семинаре, организованном Центром коммерциализации разработок и трансфера технологий ВШЭ, обсудили возможности применения механизмов коммерциализации к научным проектам и обрисовали черты будущего консорциума по медицинским технологиям.