Ученые рассказали, как массивные выбросы метана влияют на потепление в Арктике
Во время экспедиций в моря Восточной Арктики и Карское море ученые исследовали тепловые свойства донных отложений. На шельфе моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря были открыты многочисленные зоны разгрузки пузырькового метана, что по мнению ученых влияет на потепление климата в Арктике. Исследование опубликовано в журнале Marine and Petroleum Geology.
Во всем мире происходит глобальное потепление. При этом особые опасения вызывает Арктика, где потепление климата происходит в 3–4 раза быстрее, чем в среднем по миру. С начала индустриальной революции 19 века Земля нагрелась примерно на 0,8 °C, в то время как Арктика нагрелась на 2–3 °C за этот же период. В 2005 году потепление в Арктике уже достигло 2 °C, а в 2018 году — 4 °C, что превышает самые пессимистичные прогнозы Парижского соглашения на 2100 год.
Восточно-Сибирский арктический шельф вмещает около 80% всей подводной мерзлоты Земли и хранит гигантские запасы гидратов метана (СН4). Их стабильность определяется состоянием подводной мерзлоты, в первую очередь режимом температуры и солености в системе «придонная вода — донные отложения». Термическое состояние подводной мерзлоты в настоящее время приближается, а в отдельных регионах уже достигло точки таяния. Эти процессы привели к увеличению выделения метана из дестабилизированных гидратов в атмосферу.
Ученые считают, что такие темпы потепления в Арктике вызваны сокращением площади и толщины льдов Северного Ледовитого океана, ледников Гренландии и других островов. Чтобы понять сложный механизм влияния климатических факторов на процесс таяния ледников, необходимо проводить исследования донных отложений.
![](/mirror/pubs/share/direct/603862412.jpg)
За последние 30 лет было выполнено около 50 морских и прибрежных экспедиций и проведен ряд исследований в 1990-х, 2000-х и 2010-х годах. Однако до сих пор малоизучен механизм, объясняющий высокую скорость деградации мерзлоты. Для решения этого сложного вопроса на научно-технологической платформе Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева, Сколтеха и ВШЭ были объединены группы морских геохимиков и геокриологов — специалистов из МГУ, ИО РАН и других ведущих институтов и университетов. В исследованиях также приняли участие стратегические партнеры из Стокгольмского университета под руководством академиков Шведской королевской академии наук Орьяна Густафссона и Мартина Якобссона.
Представленное исследование основано на данных, полученных во время экспедиций в Восточно-Сибирском, Лаптевых и Карском морях во время 78-го и 82-го рейсов российского судна «Академик Мстислав Келдыш» в 2020 году и экспедиции 2014 года SWERUS-C3 судна I/B Oden. В экспедиции измерялись теплоемкость — способность донных отложений удерживать тепло и теплопроводность — способность передавать тепло. Пробы донных отложений отбирались на 110 комплексных океанологических станциях при помощи бокс-корера, мультикорера и гравитационных геологических труб.
![](/mirror/pubs/share/direct/603862421.png)
Морские исследования выявили новые места массированной разгрузки пузырькового метана (сипы) в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых. Бурлящие потоки метана поднимались через толщу воды толщиной 45 метров и достигали поверхности моря.
Исследование показало, что на территории Восточно-Сибирского, Лаптевых и Карского шлейфов имеются незамерзающие (свободные ото льда) охлажденные отложения. Отложения свободны ото льда, поскольку их температура как минимум на 0,6 °С выше точки замерзания. Самая большая разница между температурой на месте и точкой замерзания оказалась на континентальном склоне моря Лаптевых (до 2,5 °С) и на внутреннем шельфе, подверженном воздействию тепловых шлейфов крупных рек.
«Смешение соленой морской и пресной речной воды приводит к снижению солености морской воды, а как следствие — к повышению температуры замерзания, — объясняет заведующий Лабораторией арктических исследований ТОИ ДВО РАН и научный руководитель Института экологии НИУ ВШЭ Игорь Семилетов. — В будущем этот эффект может привести к потеплению придонных вод и поверхностных осадков на мелководье шельфа Восточно-Сибирского моря на 2–3 °C. Более того, наши многолетние всесезонные данные показывают, что в прибрежной зоне Восточно-Сибирского арктического шельфа среднегодовая температура придонной воды в течение 1999–2012 годов повысилась на 0,5 °C, а летом это повышение достигает >1 °C. Мы предполагаем, что это потепление воды может быть вызвано увеличением стока реки Лены — крупнейшей реки Северной Евразии».
![](/mirror/pubs/share/direct/603862518.png)
Авторы статьи обнаружили, что метановые аномалии не всегда сопровождаются повышенными температурами донных отложений. Так, на участках более теплых донных отложений северного шельфа моря Лаптевых были обнаружены метановые аномалии. Однако в районе Восточно-Сибирского шельфа повышения температуры в зонах массированной разгрузки метана не было. Исследователи предполагают, что это обусловлено большей толщиной подводной мерзлоты и более молодым возрастом разгрузки метана.
«В общем понимании тепловые свойства донных отложений зависят от размера частиц, влажности и плотности, — комментирует аналитик Института экологии НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра добычи углеводородов Сколтеха Евгений Чувилин. — Например, в образце донного осадка с моря Лаптевых, где преобладали песчаные частицы, теплопроводность была почти в 2 раза выше, чем у образца из алевритовой глины, отобранного на Карском море. В целом вариации составляют ±20% для теплопроводности и ±10 для теплоемкости. Полученные средние значения 1,0 Вт/(м·K) для теплопроводности и 2900 кДж/(м3·К) для теплоемкости могут быть использованы в практических приложениях, связанных с теплофизическими и теплотехническими расчетами на Арктическом шельфе».
«В настоящее время развитие мировой климатологии испытывает трудности, обусловленные в первую очередь недостатком знаний о степени влияния антропогенных и естественных факторов на изменение климата. Полученные нашей командой результаты могут помочь в разработке алгоритмов для моделирования будущего состояния системы «подводная мерзлота — гидраты» и экосистем российских арктических морей, а также для разработки пакета рекомендаций для принятия государственных решений по дальнейшему освоению российской Арктики, основанных на результатах новой базы данных», — считает Игорь Семилетов.
Чувилин Евгений Михайлович