90% родителей с высшим образованием не видят альтернатив вузу для своих детей
Каждая третья российская семья нацелена на постбакалаврские траектории. Для оплаты образования россияне предпочитают брать в долг у друзей и родных, а не у банков. Только 15% опрошенных семей позитивно относятся к получению высшего образования удаленно. Эти и другие тенденции выявили авторы очередного выпуска «Мониторинга экономики образования» (МЭО, №8 (50)), посвященного восприятию российскими семьями препятствий поступлению в вуз «Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий».
Почти все семьи хотят диплом вуза для своих детей
Высшее образование в представлении россиян — не только право, но и социальная норма. По данным обследования домохозяйств, проведенного в 2021/2022 учебном году в рамках МЭО, 40% жителей страны желают, чтобы их дети получили диплом бакалавра или специалиста. В то же время почти треть опрошенных родителей рассчитывают на магистратуру или на два высших образования. Еще 4% мам и пап рассматривают в качестве максимума для своих чад аспирантуру. Итого почти 80% респондентов хотят, чтобы их дети получили высшее образование.
Стремление граждан к достижению высоких уровней образования — существенное подспорье в формировании экономики знаний. Однако никакое бюджетное финансирование не способно покрыть запрос на диплом вуза, если масштаб этого запроса становится всеобщим. Почти все семьи хотят, чтобы их дети получили диплом вуза, но далеко не все могут. Неслучайно в последнее десятилетие продолжается расширение приема на программы СПО, а относительные показатели охвата высшим образованием стабилизировались. В ближайшие годы дисбаланс образовательных ожиданий общества и физической емкости системы вузов будет создавать риски нарастания социального неравенства, прогнозируют исследователи. Опыт других стран свидетельствует, что более обеспеченные семьи, как правило, оказываются в выигрышном положении в контексте подобного дисбаланса.
Выбор вуза или колледжа зависит от образования и достатка родителей
В свою очередь эксперты ВШЭ уточняют эту формулу другой закономерностью: чем выше достаток и образование семьи, тем выше притязания по поводу образовательного уровня детей. Правда, при этом некоторые образованные и обеспеченные семьи прибегают к среднему профессиональному образованию (СПО) как к возможности обходного пути попадания в университеты, особенно при невысокой успеваемости ребенка. Однако в целом для семей среднего класса и выше получение детьми диплома вуза — безальтернативная стратегия.
Родители с высшим образованием в подавляющем большинстве (90%) и для своего потомства не рассматривают вариант получения образования ниже достигнутого ими уровня. И особенно заинтересованы в том, чтобы их дети продолжили обучение после бакалавриата. При этом среди родителей, имеющих диплом СПО, на постбакалаврское образование нацелены только 30%. Из тех, кто не получал третичного (то есть выше школьного) образования, о подобной траектории для своих детей (то есть, степени магистра или обучении в аспирантуре) задумывается только каждый десятый.
65% россиян смотрят на высшее образование сквозь «зарплатную призму»
Интересно, что у всех групп российского общества (вне зависимости от уровня образования, материального достатка, культурного капитала и т.п.) мотивация к обучению детей в вузе схожа. Главный резон — получение хорошо оплачиваемой работы. Две трети опрошенных семей из 40 субъектов РФ выделяют именно эту причину. 40% называют, помимо этого довода, возможность стать востребованным специалистом. Примерно столько же считают, что наличие диплома вуза поможет добиться жизненного успеха и сделать карьеру.
Мотивационные установки, связанные с общекультурной («бескорыстной») ценностью обучения в университете, проявляются намного реже. Так, желание найти благодаря академическим занятиям и внеучебной деятельности в вузе интересную работу или получить фундаментальные знания высказывает только каждая пятая семья. А такие причины, как стремление стать культурным человеком, заслужить уважение окружающих или обрести возможность заниматься научной деятельностью, отмечают менее 10% респондентов.
Финансовые барьеры доступности высшего образования — ключевые в восприятии населения
Несмотря на массовый охват и стабильный уровень бюджетного приема в вузы, в качестве ключевого барьера доступности почти треть семей указывают высокую плату за обучение и нехватку бюджетных мест. При этом восприятие барьеров различается в зависимости от социального положения и культурного капитала семьи. Слишком высокие траты на обучение и недостаточное число бюджетных мест в первую очередь беспокоят менее состоятельные группы населения, тогда как для самых богатых семей распространенная проблема — недостаточный интерес детей к обучению.
Кроме этого наблюдается существенный разрыв между субъектами РФ с точки зрения охвата высшим образованием. Особенно получение качественного высшего образования зачастую связано с необходимостью переезда. В итоге многие юные таланты вынуждены обучаться в вузах родного региона, что не позволит раскрыть весь их потенциал. В этом контексте аналитикам представляется важной дискуссия о дистанционном формате образования. Установлено, что онлайн-занятия могут быть не менее эффективными, чем проводимые офлайн. Однако только 15% опрошенных домохозяйств относятся хоть в какой-то степени положительно к возможности получить высшее образование удаленно.
Доплатить за «социальную норму» готово большинство опрошенных
Еще с советских времен укоренилось представление, что государство должно обеспечивать массовое и бесплатное высшее образование. С другой стороны, постсоветский переход к рыночной экономике сформировал массовый спрос на вузовский диплом по новым направлениям подготовки. И готовность платить за образование. Половина из 4,1 млн. российских студентов обучаются на коммерческой основе.
Население ожидает от государства бюджетного и массового обучения в вузах, но готово доплачивать за качество. Несмотря на доминирующие патерналистские настроения в обществе, только 13% домохозяйств заявили, что в принципе не рассматривают возможность платить за вузовское образование максимального качества.
По данным исследования, намерение инвестировать в диплом вуза в России наталкивается на ряд препятствий. В частности, развитие образовательного кредитования ограничивается неготовностью людей к долгосрочному финансовому планированию и низким уровнем информированности о перспективах такого вложения средств. Как результат, сегодня семьи, особенно менее обеспеченные и образованные, склонны брать в долг скорее у знакомых, нежели у банков, показывают результаты опроса.
Подробнее об опросе
Используемые авторами выпуска данные получены в ходе опроса домохозяйств, проведенного в формате личных интервью по месту жительства респондентов с применением формализованной анкеты. Общая выборка наблюдения составила 9 тыс. человек в 40 регионах страны и в равных долях включила: родителей детей дошкольного возраста; детей-школьников; детей, обучающихся по программам СПО (очная форма); детей, обучающихся в бакалавриате, специалитете или магистратуре (очная форма).
Вам также может быть интересно:
В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья
На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».